14/08/22

«Ломал хребты»: почему Ельцина обвиняли в смерти секретаря Киевского райкома Москвы

Многие коллеги Бориса Ельцина отмечали, что почти сразу после перевода будущего президента в Москву среди партийных руководителей началась настоящая эпидемия смертей. Впрочем, бывший секретарь Киевского райкома Коровицын умер вовсе не от болезни. Он наложил на себя руки.

Новая метла

Как известно, Борис Николаевич Ельцин долгое время жил и работал на родине. До 1985 года Ельцин был первым секретарем Свердловского обкома КПСС, а потом Михаил Горбачев, ставший Генеральным секретарем ЦК КПСС, по протекции Лигачева пригласил его в Москву. Позже Горбачев признавался: «Лично я знал его мало, а то, что знал, настораживало». Леонид Млечин, автор книги «Ельцин», считает, что если бы это было действительно так, то Борис Николаевич вряд ли попал бы в столицу. А если речь идет об алкоголе, то Горбачев алкоголизмом не страдал, а Лигачев и вовсе пьяных терпеть не мог.

Впрочем, возможно, в начале своей московской карьеры Борис Ельцин алкоголем и не злоупотреблял. Дело было в другом. Вскоре после назначения Ельцина первым секретарем Московского горкома КПСС его отношения со старшими коллегами начали стремительно портиться. По словам бывшего соратника Ельцина Михаила Полторанина, будущий президент устроил настоящую игру на выживание. Утром он раздавал подчиненным указания, потом отдыхал и лишь к вечеру возвращался в горком и «начинал всем разгон давать». Служебные совещания нередко проходили после полуночи, но зевать было запрещено.

«Ломка хребтов»

В ту пору Бориса Ельцина по-настоящему боялись. Тем более, что новый руководитель решил сменить кадры. Может быть, это было и необходимо, вот только Ельцин «хребты ломал» в старом обкомовском стиле. Депутат Александр Хинштейн вспоминал, что тогда местную номенклатуру косила эпидемия инфарктов и инсультов. Уже немолодые кадры не выдерживали описанного выше режима работы. Более стойких Ельцин просто снимал с должностей. Он почти с ходу сменил все бюро горкома и большинство первых секретарей райкомов. Политик Юрий Прокофьев утверждал, что «человек для Ельцина ничего не значил».

Именно из-за Бориса Ельцина, как уверенно свидетельствовал Прокофьев, в Москве в 1980-х годах произошло несколько трагедий. Например, тогда пытался покончить с собой первый секретарь Перовского райкома Аверченко. Впрочем, Аверченко остался жив, а вот бывший первый секретарь Киевского райкома Александр Коровицын (по другим данным, Коровицин) довел дело до конца. Покончившего с собой Коровицына многие знали как человека интеллигентного и порядочного. Поэтому считали, что он просто не выдержал давления, которое оказывал на него Ельцин.

Роковой овощной

Все началось, когда в Москву приехал с визитом президент Франции Франсуа Миттеран. Жена Михаил Горбачева решила прогуляться с супругой Миттерана по магазинам. Заглянули в овощной, где ассортимент оставлял желать лучшего. За этот «прокол» Ельцин получил взбучку от Горбачева. Поэтому Борис Николаевич тут же распорядился снять с должности Александра Коровицына, секретаря района, в котором находился магазин, и исключить его из партии. Комиссия никаких оснований для этого не нашла, но Коровицын ушел сам в Министерство цветной металлургии. Ельцин же продолжал преследовать его и там, пытаясь поймать на взяточничестве.

В итоге после нескольких месяцев давления Коровицын наложил на себя руки. Примечательно, что на похоронах не было представителей руководства партии. Прокофьев объяснял это страхом перед Ельциным. Впрочем, подобные явления наблюдались еще в Свердловске, когда Ельцин трудился там в сфере строительства. Однако историк Рудольф Пихоя пишет: «Да, его боялись, но уважали за справедливость и внимательное отношение к людям. Он знал всех бригадиров в лицо, по именам. Он требовал дисциплинированности от всех, он заставлял каждого работать с полной отдачей».