В финской поэме «Сказания Фенрика Столя», написанной Йоханом Рунебергом, рассказывается о том, как в годы русско-шведской войны некая Лотта Свярд добровольно отправилась на фронт за своим мужем, после гибели которого всё равно осталась в армии для помощи раненым.
Почему именно литературная героиня была выбрана в качестве названия волонтерского общества финских женщин, и какую роль это общество сыграло в войнах?
Народное ополчение
В конце 1917 года в Финляндии разразилась гражданская война, разделившая население на «красных» и «белых». После победы буржуазии около 10 000 «красных» финнов нашли убежище в Советской России, спровоцировав тем самым Первую советско-финскую войну.
В эти годы образовалась добровольная военизированная организация – шюцкор, в чьи задачи входило поддержание порядка в охваченных войной городах. В так называемые «отряды народного ополчения» включали достигших 17-летнего возраста мужчин после одобрения их кандидатур командиром штаба шюцкора, как рассказывает К.А. Залесский в книге «Кто был кто во Второй мировой войне». Женщинам же, готовым послужить на благо своего государства, пришлось создать собственное движение, для названия которого они выбрали имя героической Лотты Свярд.
Общество, ставшее вспомогательной единицей шюцкора, взяло на себя следующие задачи:
- пропагандирование целей шюцкора,
- предоставление медицинской помощи,
- решение продовольственных и финансовых вопросов, включая сбор средств для деятельности общества.
На женских плечах
Марта Виртола, состоявшая в «Лотта Свярд», в интервью для журнала «Я помню» рассказала, как постепенно росла роль общества. К 1940-м годам движение располагало почти тремя тысячами отделений, включая как сельские, так и городские. При этом число членов организации за одно десятилетие выросло с 34 до 150 тысяч.
Для выполнения поставленных перед движением задач в «Лотте» было организовано много подготовительных курсов: медсестер и ветеринаров, связистов и штабных работников, швей и поварих. Благодаря такой подготовке потребность армии в медицинской помощи была полностью удовлетворена – полевые госпитали и санитарные поезда всегда имели достаточно квалифицированного персонала. Кроме того, своей укомплектованностью расходными материалами и оборудованием госпитали были обязаны тоже «лоттам», которые активно собирали средства на нужды армии.
На женщин был возложен тяжкий труд в прачечных, швейных мастерских и пекарнях, работа водителей и почтальонов. Писательница Милла Синиярви в своей книге «Лотта Свярд» приводит воспоминания руководительницы движения Фанни Луукконен о том, что лишь хлеба для армии ежесуточно выпекалось в объеме до 200 тонн. Наиболее неприятной обязанностью «лотт» являлась доставка тел погибших солдат домой.
Мифы и реальность о «лоттах»
В ряде художественных произведений, в том числе в романе Валентина Пикуля «Океанский патруль», можно прочитать о снайперах-кукушках, состоявших в «Лотта Свярд». Однако документальные материалы и более серьезные работы, например, «Неизвестный солдат» Вяйнё Линна опровергают это заблуждение. Более консервативное по сравнению с советским финское общество не отправляло своих женщин воевать и даже оружие выдавало в редких случаях, да и то для самообороны.
Более того, несмотря на всестороннюю помощь, отношение у солдат к «лоттам» было достаточно пренебрежительным, не как к выполняющим тяжелую работу соратницам, а лишь как к прислуге.
По окончании Второй Мировой войны в рамках мирного соглашения Советский Союз потребовал запрета на любые националистические организации, которыми считались и шюцкор, и «Лотта Свярд». После расформирования членов обоих организаций упрекали в «слишком правых взглядах», а потому относились с подозрением, вплоть до отказа в приеме на работу. Полностью в глазах общества «Лотта Свярд» реабилитировалась лишь в 1990-х годах.