«Лучше, чем в колхозе»: что рабочие остарбайтеры вспоминали об условиях труда в Германии

Остарбайтерами (в переводе – «работник с востока) называли в Германии граждан СССР, вывезенных с оккупированных территорий в качестве рабочей силы. Как правило, бесплатной или крайне низкооплачиваемой рабочей силы.

Социальный статус остарбайтеров

В Германии помимо граждан СССР были рабочие и из других стран Европы. Лучше всего жилось французам, норвежцам, итальянцам и другим западноевропейцам. Они назывались «фремдарбайтеры». Ниже их по статусу были «цивильарбайтеры» — пригнанные на работу поляки. Они получали меньшую оплату труда, чем немцы, их рабочий день длился дольше и т.д. Статус остарбайтеров был самым низким. Их размещали в специальных лагерях, условия их содержания мало чем отличались от условий, в которых находились узники концлагерей – те же бараки, та же колючая проволока, та же баланда из брюквы. Остарбайтерам было запрещено покидать лагерь без специального разрешения, они работали по 12 часов в сутки, за отказ от работы их ждало суровое наказание, вплоть до побоев и виселицы. Все должны были носить нашивки с надписью «Ost», чтобы немцы ни в коем случае не перепутали их с «настоящими» людьми.
Были остарбайтеры, которые поступали на работу в семьи в качестве прислуги. Очень многих направляли в деревни – работать в хозяйствах у тамошних крестьян – «бауэров». Таких остарбайтеров их хозяева попросту покупали, как рабов.

Кому в Германии жилось хорошо

Многие из остарбайтеров, оказавшиеся в деревне или в качестве прислуги в семьях, вспоминали впоследствии, что жилось им совсем неплохо. Тут все зависело от человеческих качеств хозяев. Одна жительница Украины вспоминала, что рассказывал ей отец, живший в Германии в семье у бауэра. Хозяин выделил работнику отдельную комнату. Ел он вместе с семьей хозяина за одним столом. А когда выучил немецкий, фермер даже позволял ему читать книги из своей библиотеки.
Другой подневольный работник вспоминал, как жил на ферме у хозяйки. Он косил сено, доил коров, возил молоко на продажу в город. Кормили его пять раз в день. Иной раз сажали и за хозяйский стол.
Жительница Донбасса вспоминает, что вместе с братьями попала в деревню недалеко от Берлина. Братья работали в поле. А сама она была прислугой в доме. Жили они в сарае с двухъярусными нарами, за стеной был хлев. Работали бесплатно. Но хозяйка и две ее дочки относились к ним вполне по-человечески. На прощание хозяйка даже подарила бывшим работникам какую-то одежду.
Один бывший остарбайтер, работавший в Восточной Пруссии (сейчас Калининградская область) заявил даже, что работникам у бауэров жилось лучше, чем в колхозах.
Такого рода воспоминаний немало. Но гораздо больше свидетельств о совсем ином обращении.

Кому в Германии жилось плохо

Подавляющее большинство остарбайтеров трудилось на промышленных предприятиях.
Жители оккупированных территорий вначале ехали в Германию добровольно, начитавшись листовок, в которые им обещали жизнь в красивых европейских городах, достойную оплату труда и прочие блага. А вот с чем они столкнулись на самом деле.
Ужасы начались уже с момента отправки.
Украинка из Мариуполя: «Нас увозили в товарных вагонах. Людей натолкали так много, что каждый мечтал о глотке свежего воздуха».
Жительница Израиля: «Составы формировали из теплушек, пустой вагон, на полу набросано сено и все. Никаких удобств. Везли нас как скотину. Если кто-то хотел в туалет, мы открывали двери во время движения поезда, девочка присаживалась на корточки, за две руки ее держали другие девочки, мальчики в это время зарывались лицами в сено».
В дороге будущих рабочих не кормили или кормили крайне скудно. В результате дикой тесноты, голода и антисанитарии многие погибали, не добравшись до Германии.

А вот как работали.

Вспоминает житель Ростова: «Я попал в лагерь под городом Бохум, где находились угольные шахты. Условия были кошмарными: тяжелейшая работа на километровой глубине. Как кормили — вспоминать страшно: утром — 400 граммов эрзац-хлеба, состоявшего наполовину из древесных опилок. Затем — трижды в день баланда из сушеной брюквы и шпината…»
Инесса Мирчевская, автор книги «Он подарил мне маму» пишет, что оказалась в Германии вместе с мамой. Они спали на одних нарах. И обе трудились по 12 часов ежедневно. Инессе в то время было 10 лет: «Взрослые каждый день уходили на работу — ремонтировать железнодорожные пути и разбирать завалы в городе. А дети работали в кухне — носили воду, чистили брюкву, мыли котлы. Котлы были такие огромные, что в каждом из них несколько нас могло поместиться».
Еще одна украинка, которой «повезло» оказаться у бауэров: «Труд был непосильный: ухаживать за большим количеством коров и свиней, работать в поле. Если я не справлялась с работой, хозяйка меня била».
Впрочем, немцы совершали и такие поступки, которые можно истолковать, как доброту. Один из подобных случаев описывает в своей книге И. Мирчевская. Как-то в их лагере прошел слух, что всех детей отправят в другой лагерь – для медицинских опытов. Наутро мать Инессы отказалась идти на работу. Она схватила дочку, прижала ее к себе и заявила, что не сдвинется с места. Охранники, разумеется, оторвали плачущую девочку от матери. Комендант лагеря приказал бросить мать в карцер и поставить на плацу виселицу. Смотреть на казнь собрали всех. По невероятному совпадению, в этот самый день Инессе исполнялось 11 лет. Она рыдая смотрела, как ее маму волокут к виселице. Одна из работниц набралась смелости, подошла к коменданту и сказала, указывая на Инессу: «Это дочь несчастной женщины. И у нее сегодня день рождения». И тогда комендант, человек невероятно жестокий, произнес: «Мне пришла мысль. Я сделаю тебе подарок, которого не получал никто и никогда. Я подарю тебе маму!».
Женщине сохранили жизнь.

Всего, по данным Нюрнбергского трибунала, из СССР на работу в Германию принудительно было вывезено 4 миллиона 979 гражданских лиц. В основном это были жители Украины. Несколько меньше среди остарбайтеров было белорусов,  русских и представителей других национальностей, в частности, татар. Подавляющее большинство остарбайтеров составляли молодые женщины и девушки, а также подростки и дети.