В годы Великой Отечественной войны линимент бальзамический по Вишневскому, более известный как одноимëнная мазь, был одним из самых распространённых лекарственных средств. В ходу мазь находилась и в послевоенные годы. Встретить препарат сегодня также можно в аптечках представителей старшего поколения. Однако, современные врачи выступают категорически против этой смеси.
Главная причина такого отношения к мази — отсутствие клинических испытаний. О её положительном эффекте в полной мере ничего неизвестно. С уверенностью лишь можно сказать, что согревающее свойство препарата позволяет фурункулам созревать с огромной скоростью и быстро выходить наружу.
Уже в 60-е годы советские врачи высказывали опасения в отношении препарата. Медицинские специалисты указывали на то, что мазь Вишневского не оказывает обезболивающего эффекта, не помогает при отëчности, а при возникновении воспалительных процессов на фоне диабета она лишь усугубляет их течение. В результате лекарственное средство может спровоцировать кровотечение и даже привести к развитию онкологического заболевания.
В основе препарата всего три вещества: берёзовый дёготь, ксероформ и касторовое масло. Додумался смешать их в определённых пропорциях советский хирург, член Академии медицинских наук СССР Александр Вишневский.
Действовала мазь следующим образом. Смесь покрывала рану плёнкой, которая совершенно не пропускала воздух. Ткани нагревались, в результате чего вытягивался гной. Но недостаток кислорода приводил к тому, что в самой ране количество микробов резко возрастало. При таком «раскладе» гангрена может возникнуть запросто.
В наше время врачи называют мазь Вишневского препаратом, значительно устаревшим. Еë популярность в Советском Союзе объясняется доступностью и дешевизной компонентов.
Одно из последних исследований и вовсе доказало — мазь вредна не только для пациентов, но и для врачей. Результаты научных экспериментов, проведённых в 2016 году, выявили риск канцерогенности мази Вишневского при длительном применении. Учёные обращают внимание на то, что опасности подвергаются в первую очередь медики, работающие с этим препаратом. Так что «нелюбовь» докторов к мази объясняется просто. Спасая здоровье других вовсе не хочется «расставаться» со своим.