16/06/22

Михаил Чумаков: как пьянка с американцами помогла опальному советскому медику спасти мир от эпидемии

Более 60 лет назад мир охватила страшная эпидемия, напугавшая и вынудившая такие сверхдержавы как США и СССР объединить свои усилия в борьбе. Речь идет о полиомиелите, беспощадно атаковавшем цивилизованный мир. Смертность от болезни составляла более 10%, а у львиной доли переболевших наступал паралич. В срочном порядке лучшие союзные умы были командированы за океан для совместного поиска путей спасения.

Специалист с крутым нравом

Лауреат Сталинской премии и член-корреспондент Академии Наук Михаил Чумаков считался светилом советской медицины, однако к моменту начала эпидемии его карьера складывалась не лучшим образом. Дело в том, что в 1953 году Михаил Петрович, будучи директором НИИ вирусологии им. Д.И. Ивановского, занял жесткую позицию отказавшись увольнять кого-либо из своих подопечных в связи с резонансным «делом врачей».

За свои убеждения Чумаков был исключен из партии, снят с поста директора и переведен на должность заведующего отделением. Долгое время он ожидал ареста, однако этого не случилось – после смерти Сталина волна репрессий пошла на спад.

После того, как эпидемия начала своё стремительное распространение по территории Прибалтики, властями для борьбы с болезнью был организован Институт полиомиелита, на пост директора которого назначили «помилованного» Чумакова.

«Я задиристый мужик, у меня много друзей, полудрузей и врагов», — приводит слова, сказанные Чумаковым на торжественной конференции в честь его 80-летия, С. Г. Дроздов в своей статье «М. П. Чумаков и ликвидация полиомиелита на земном шаре».

Судьбоносная командировка

Уже в 1956 году медик, вместе со своей супругой, вирусологом Мариной Ворошиловой, и ленинградским академиком Анатолием Смородинцевым, был направлен в США для совместной борьбы с общим врагом – полиомиелитом.
Американские коллеги оказались поражены темпераментом советского интеллигента. Первоначально «идеологические враги» присматривались друг к другу: в конце концов им предстояло спасать мир плечом к плечу. Однако вскоре лед был растоплен: помогли привезенные Чумаковым водка и икра. Вот что пишет об общении с Михаилом Петровичем американский медик Альберт Сэбин в своих воспоминаниях: «Профессор Чумаков пытался сделать из меня коммуниста после многих часов, когда мы пили водку и поглощали большое количество икры. Ему это не удалось, как не удалось и мне изменить его. Но это не помешало нам работать вместе с взаимным уважением и дружбой для победы над общим врагом, называемым полиомиелит».

Домой Чумаков и его команда уезжали триумфаторами: Сэбин предоставил советским специалистам «живую вакцину» – ослабленные штаммы изначального вируса. На основе штаммов Сэбина Чумакову удалось добиться клинических испытаний и массового производства вакцины.

Победа над вирусом

После многочисленных препирательств с бюрократами и личного звонка Михаила Петровича зампреду Совета Министров Анастасу Микояну, в СССР были проведены широкомасштабные испытания штамма Сэбина. А уже в январе-апреле 1959 года Эстония и Литва получили первые партии вакцины, которыми было привито, под руководством Чумакова, более 27 тысяч детей. Параллельно вакцинацию в Латвии вел коллега вирусолога А. А. Смородинцев.

К лету 1959 года эпидемию в Прибалтике удалось полностью победить. Более 60 государств по всему миру немедленно закупили советскую вакцину. Американец Сэбин в своих мемуарах подвел закономерный итог: «Русские провели молниеносную войну против полиомиелита и победили, затратив на поражение противника в десять раз меньше времени, чем американцы».