Первого советского военного комиссара Михаила Муравьёва и молодого идейного коммуниста Михаила Тухачевского объединяло, пожалуй, только имя. И хотя они оба присягали на верность новому социалистическому государству, цели у них были разные.
Михаил Муравьёв
Амбициозный офицер Михаил Муравьёв, начавший военную карьеру в русской императорской армии, в феврале 1917 года, когда Петроград содрогался от революционных событий, находился в Одессе. Будучи членом партии эсеров, которые в политической борьбе не брезговали террористическими атаками, он с радостью воспринял закат монархического строя.
Страдая манией величия и желая привлечь к своей персоне внимание однопартийца Александра Керенского, возглавившего после переворота Временное правительство, Муравьёв организовал в приморском городке свою мини-революцию, попытавшись сместить с поста военного губернатора, генерала Михаила Эбелова, на его взгляд, не слишком реакционно настроенного, и занять его место. Несмотря на то, что эта операция не удалась, он всё равно был замечен новой властью и весной 1917 года приглашён в Петроград на пост главы охраны Временного правительства, став первым военным комиссаром.
Являясь членом Российского добровольческого комитета, Муравьёв начал формировать «ударные батальоны смерти», в которые входили люди, фанатично преданные революционным преобразованиям. Эти смертники должны были беспрекословно исполнять приказы начальства, и не жалея жизни сражаться на фронтах Первой Мировой войны, в которой Россия все еще принимала участие.
Создав около 100 подобных батальонов, которые, к слову, не принесли ожидаемой пользы, Муравьёв, грезивший славой Наполеона, устал находиться в тени Керенского. На руку ему сыграл неудавшийся корниловский мятеж, обнаживший нараставшее падение авторитета Временного правительства. Быстро сориентировавшись в ситуации, Муравьёв сначала примкнул к стану «левых эсеров», критиковавших соратников по партии за излишнюю мягкосердечность в отношении буржуазии, а уже в октябре 1917 года предложил свою помощь Владимиру Ленину.
Большевики воспользовались его услугами, сначала назначив его уполномоченным за организацию борьбы с мародёрами, а затем и главнокомандующим войсками Петроградского военного округа, которые выступали против войск Керенского.
В декабре 1917 года Муравьёв был направлен на Украину, где в ходе установления большевистской власти учинил безжалостный террор. В феврале 1918 года он был назначен командиром войск, боровшихся против румынской интервенции в Бессарабии и Приднестровье, а 13 июня получил пост командира Восточного фронта.
Михаил Тухачевский
Своё восхождение к званию маршала Советского союза Михаил Тухачевский тоже начал в рядах императорской армии. В 1914 году, окончив Александровское военное училище, он выбрал службу в Семёновском полку, и вскоре в составе 1-й гвардейской дивизии оказался на передовой Западного фронта. За отвагу и проявленный героизм только за полгода был награждён пятью орденами различных степеней. В феврале 1915 года рота Тухачевского в ходе Праснышской операции была полностью окружена, а он попал в плен, из которого ему удалось бежать только с пятой попытки.
Вернувшись в октябре 1917 года в Россию, скромный Тухачевский воодушевился идеями коммунизма и в марте 1918 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. Сначала он получил должность военного комиссара Московского района обороны, а в июне того же года стал командиром 1-й армии Восточного фронта, сформированной в период начала Гражданской войны.
Полыхающее Поволжье
Пути двух Михаилов пересеклись в 1918 году в Поволжье, где бойцы Чехословацкого корпуса, солдаты «Народной армии» Комитета Учредительного Собрания, белогвардейцы и террористы организовали восстание против Красной Армии.
25-летний Тухачевский начал отстаивание интересов большевиков с Пензы, а затем последовательно отбил у белых сил Сызрань и Бугульму. Затем он переехал в Симбирск, где должна была состояться его встреча с главнокомандующим данного фронта Муравьевым, который, прибыв на пароходе «Межень», 10 июля организовал в городе антикоммунистический мятеж.
Мятеж
Почувствовавший, что его фигурой серьёзно заинтересовались новые власти, начавшие сомневаться в искренности его лояльности, Муравьёв решил устроить в Поволжье мятеж, заручившись поддержкой сконцентрированных здесь антибольшевистских сил. Вместе с ним в Симбирск приплыли вооружённые до зубов отряды бандитов.
Встретившись по прибытии с Тухачевским, Муравьёв понял, что в задуманном перевороте не стоит рассчитывать на его поддержку. Именно поэтому 10 июля 1918 года, когда на улицы Симбирска въехали броневики и зазвучали призывы присоединиться к мятежу, группа матросов ворвалась в вагон Тухачевского, схватила его и отвезла в тюрьму, посадив в одиночную камеру.
Вслед за ним были арестованы видные деятели компартии Симбирска, захвачен телеграф, телефон и кадетский корпус. Муравьёв, выступивший с инициативой образования Поволжской Советской республики, объявил себя левым эсером, призвал народ не признавать Брестский мир и продолжать войну против Германии, при этом объявив себя «главкомом армии».
События в Симбирске разворачивались столь стремительно, что сидевший в заключении Тухачевский, ожидал, что с минуты на минуту его выведут на тюремный двор и расстреляют. Однако революционерам развить успех не удалось, и сценарий переворота не сработал.
Самоубийство
По сведениям очевидцев, Муравьёв вёл себя странно, казалось, что все приказы он отдавал в невменяемом состоянии, а речи его были маловразумительными и противоречивыми. Действовавшие под его руководством мятежники не понимали, что им требуется делать, время шло, власть Муравьёва над толпой улетучивалась, из Москвы в Симбирск летели телеграммы Ленина о том, что главнокомандующий Восточным фронтом — изменник, подкупленный англо-французскими империалистами. В установившемся хаосе латыши, прибывшие вместе с Муравьёвым, перешли на сторону коммунистов и, ворвавшись в тюрьму, освободили Тухачевского и других арестантов.
Оказавшись на воле, коммунисты созвали экстренное собрание губисполкома, на которое был приглашён Муравьёв, чтобы дать объяснения случившемуся.
В комнате, куда был доставлен бунтарь-заговорщик, организовали засаду на случай его бегства или оказания сопротивления при аресте.
Пытаясь даже на допросе при помощи красноречивых слов склонить комиссию на сотрудничество с ним, Муравьёв понимал, что дни его сочтены и, не желая погибать от вражеской руки, застрелился.
12 июля 1918 года на страницах газеты «Известия» была помещена правительственная информация «Об измене Муравьёва», и после этого события все бывшие офицеры императорской армии, перешедшие на сторону большевиков, испытывали на себе подозрение со стороны красноармейцев.