05/11/22

Мхитар Амбарцумян: за что в 1987 году расстреляли героя войны

У Мхитара Амбарцумяна было в жизни три главных ипостаси – герой войны, удачливый руководитель и… преступник, заплативший за свои предпринимательские способности жизнью.

Как он воевал

Согласно информации электронных баз данных «Мемориал» и «Память народа», публикующих сканы наградных документов ветеранов Великой Отечественной войны, у армянина Мхитара Амбарцумяна впечатляющее боевое прошлое – он воевал с 1942 года, четырежды ранен. Штурмовал Рейхстаг и участвовал в параде Победы в 1945 году, где был одним из 200 советских солдат, бросивших немецкие штандарты к подножию Мавзолея. Амбарцумяна наградили четырьмя боевыми орденами и пятью медалями.
После возбуждения уголовного дела всех наград его лишили.

В чем обвинялся Амбарцумян

Отставной генерал-лейтенант милиции Владимир Зайцев, который в свое время имел отношение к расследованию уголовного дела, возбужденного в отношении «овощного короля» столицы, рассказывал, что Мхитар Амбарцумян почти в течение 20 лет, начиная с 1964 года, возглавлял Дзержинскую плодоовощную контору, одну из самых больших овощных баз Советского Союза. Амбарцумян был весьма известным и влиятельным человеком в Москве. Но принцип работы его плодовоовощной базы никак не вписывался в рамки социалистической законности.
Писатель и публицист Михаил Козырев говорил, что так называемую «торговую мафию» начали изобличать с приходом к власти Юрия Андропова. Первым арестовали Юрия Соколова, директора московского гастронома № 1, который обыватели называли «Елисеевским». Козырев называет Мхитара Амбарцумяна одним из лучших руководителей советских плодоовощных баз в то время. Он умел договариваться с поставщиками продукции, чтобы те не везли ему гнилой и недозрелый товар. В хранилищах Амбарцумяна были лучшие продукты.

Амбарцумян направлял в магазины качественный товар, указывая в документах, что 10% его – это некондиция. Эту часть товара списывали, денег за нее якобы не получали, хотя на самом деле продавали все. Директор овощебазы делился «левыми» заработками с поставщиками, чтобы те, в свою очередь, продолжали доставлять Амбарцумяну свежие продукты – Дзержинская овощебаза работала по капиталистическим принципам, главным из которых, как известно, является получение прибыли.

Незаконными доходами директор предприятия делился с большим количеством людей – от рядовой работницы до самых высоких чиновников, оберегающих предприимчивого руководителя от проверок ОБХСС.
Генерал-лейтенант Владимир Зайцев утверждает, что Амбарцумяном была установлена сумма взятки в 500 рублей, которую он получал с каждого, кто от него зависел в этой мошеннической схеме. В свою очередь, и сам директор базы ежемесячно давал взятки высокопоставленным чиновникам, в частности, руководству Мосплодовоовощпрома. Те несли деньги в московского Управление торговли и еще выше. Не доказано, что часть этих средств поступала первому секретарю Московского горкома КПСС Виктору Гришину. Но эксперты склонны полагать, что первый человек в городе не мог не знать обо всех этих махинациях.

Директор начал сдавать начальство?

Уголовное дело, возбужденное в отношении Амбарцумяна, было одним из показательных процессов, начатых при Андропове в отношении «торговой мафии». Есть версия: расстрельный приговор, вынесенный в отношении него и приведенный в исполнение в 1987 году, стал результатом того, что Мхитар Амбарцумян начал давать показания в отношении высокопоставленных чиновников московского горкома партии.

Советский правозащитник Виктор Сокирко опубликовал выдержки из приговора, которые косвенно подтверждают данную гипотезу: суд на самом деле установил, что в числе тех, кому обвиняемый давал взятки, были и сотрудники МГК КПСС. В этой связи дело Амбарцумяна в определенной степени походило на историю также расстрелянного директора «Елисеевского» Юрия Соколова – с тем тоже в мошеннической связке были первые лица московского горкома партии.
Сокирко в 90-х годах неоднократно подавал прошения о пересмотре обвинительного приговора в отношении Мхитара Амбарцумяна. Но они остались без удовлетворения.