27/10/20

«Морской Чапаев»: какие подвиги совершил Иван Святов

До юношеских лет Иван Святов ни разу не видел моря. Однако благодаря своему упорству он остался в истории как один из самых талантливых флотоводцев. А в начале Великой Отечественной войны, если верить адмиралу Владимиру Трибуцу, автору книги «Балтийцы сражаются», Святов даже обзавелся гордым прозвищем «Морской Чапаев». И дело было не только во внешнем сходстве тогда еще капитана 2-го ранга с легендарным начдивом.

Детство без моря

Иван Георгиевич Святов родился в 1903 году в селе Печенарь Петровского уезда. Однако детство и юность он провел в селе Бессоновка Пензенского уезда. Дело в том, что мать будущего контр-адмирала, Анна Трякина, имея и без того многочисленную семью, по собственной воле отдала сына случайным знакомым, которые не могли иметь детей. Так Иван Трякин стал Иваном Святовым. Об этом в своей автобиографической книге «Корабли и люди» писал сам «морской Чапаев». Впрочем, приемные родители, супруги Святовы, оказались вполне добропорядочными людьми. Поэтому назвать детство Ивана Георгиевича несчастным было бы неправильно.

Родители наказывали Ивана лишь за озорство. Однако сам мальчик больше всего любил не хулиганить, а рыбачить. Бессоновские подростки бегали удить рыбу на реку Суру. Становиться моряком Святов тогда не собирался: его, еще школьника, больше увлекали революционные идеи. В 1920 году в Бессоновку приехали агитаторы, и Иван одним из первых вступил в ряды коммунистического союза молодежи. Через несколько месяцев бойкого парня отправили служить на восстанавливавшийся в то время Балтийский флот.

Военные заслуги

В 1924 году Иван Святов окончил Военно-морское подготовительное училище. В период учебы карьера моряка так захватила Святова, что позже он стал выпускником и Военно-морской академии имени Ворошилова. Начинал Иван Георгиевич с должности вахтенного начальника канонерской лодки «Беднота». Довелось Святову нести службу и на пограничных судах, а во время войны с Финляндией он уже командовал отрядом корабельной поддержки при высадке десанта на острова. Как пишет в своей книге «Герои битвы за Ленинград» Г. М. Гетманец, Великую Отечественную войну Иван Святов встретил в чине капитана 2-го ранга и в должности начальника штаба Отряда легких сил Балтийского флота. Впрочем, уже в ночь с 21 на 22 июня 1941 года он был назначен командиром крейсера «Максим Горький».

Именно Святов руководил отрядом прикрытия, базировавшимся на острове Гогланд. Благодаря самоотверженности членов отряда и Святова в том числе, были спасены более 12 тысяч жизней тех, кто в результате бомбежек оказался в воде. Кроме того, «Максим Горький» участвовал в эвакуационных мероприятиях, переправе дивизий, защите Ленинграда. В 1943 году Святов стал начальником штаба эскадры кораблей Балтийского флота. Но самое интересное, что именно «морской Чапаев» командовал январским салютом 1944 года, данным в честь прорыва блокады северной столицы. Великую Отечественную войну Святов завершил в качестве начальника Отряда легких сил Тихоокеанского флота.

Как Чапаев

К тому моменту за ним уже прочно закрепилось прозвище «морской Чапаев». И дело было не только во внешнем сходстве. Адмирал Владимир Трибуц, автор книги «Балтийцы сражаются», писал, что Святов был человеком решительным, резким в суждениях, любил крепкое словцо, зачастую не заботясь при его применении о чувствах собеседника, а то и намеренно не щадя эти самые чувства. Как утверждали авторы повести «Вася Чапаев», Зинаида Лихачева и Евгения Матвеева, Василий Иванович тоже никогда за словом в карман не лез. Кроме того, Святов так же, как и Чапаев, не достиг высших постов в руководстве и громких званий.

21 июля 1944 года он получил звание контр-адмирала и с тех пор выше не поднимался. Впрочем, Иван Георгиевич ни на что не жаловался. После победы он некоторое время командовал эскадрой Балтийского флота, а также занимался преподавательской деятельностью в Академии имени Ворошилова, которую когда-то окончил сам. В 1960 году он был уволен в запас, после чего прожил еще 23 года. Он умер в Ленинграде, городе, который он защищал и который успел стать ему родным. А урна с прахом «морского Чапаева» была утоплена возле острова Гогланд, где Святов спас несколько тысяч соотечественников.