«Московская Прохоровка»: почему так называют сражение за Мценск

Название сражения под Прохоровкой в нашей стране стало нарицательным, и потому на каждом участке фронта была своя «прохоровка»: Ленинградская, Кавказская, Воронежская. Так называли бои, в которых с обеих сторон принимали участие танковые соединения, а иногда лишь подразделения из нескольких десятков танков.
Хотя и редко, но словосочетания «Московская Прохоровка» применяли к боям на Мценском направлении с 4-го по 11-е октября 1941 года. В какой-то мере оба сражения действительно во многим похожи, особенно если брать не советскую версию, а реальные события.

Советская версия

По версии советских историков, в боях на подступах к Мценску и за сам город, 4-я танковая бригада Катукова героически сражалась против трёх немецких дивизий —  целой армады танков. Некоторые статьи так и называются: «50 против 300», имея в виду количественное соотношение танков. По советской версии танкисты Катукова применили совершенно новую тактику танковых засад. Кроме того, эти бои показали немцам мощь советских «тридцатьчетвёрок». Приводятся лестные отзывы самого генерала Гудериана и рассказывается о том, что, познакомившись под Мценском с Т-34 немецкие конструкторы стали разрабатывать свои новые танки, принимая во внимание плюсы его конструкции.
Результаты боёв отражены в приказе Народного Комиссара обороны СССР за № 337 от 11 ноября 1941 года и составляют 133 уничтоженных немецких танка, притом, что бригада Катукова потери понесла настолько незначительные, что их и не упоминают. Но при всем этом Мценск немцы взяли. Это на фоне огромных потерь немцев как бы отодвигается на второй план.
Стоит заметить, что есть, например, ещё и воспоминания Д.Л. Лелюшенко. Где он пишет, что вообще-то Мценск обороняла не только бригада Катукова, но и весь 1-й гвардейский стрелковый корпус, которым он (Лелюшенко) командовал. Правда, в корпусе этом было не так много войск, но всё-таки 4-я танковая бригада сражалась не одна.
В любом случае, советская версия этих боёв нуждается в некотором уточнении.

Кто оборонял Мценск?

Кроме 4-й бригады Катукова, имевшей к началу боёв танков 49 танков, у Мценска с 5-го октября действовала и 11-я танковая бригада. В которой имелось 45 танков.
Вместе с танкистами воевали десантники 5-го воздушно-десантного корпуса, и именно десантники первыми вступили в бой. Их было около 5 400 человек, 10 45-мм пушек и 4 танка Т-37, и воевали они весь описываемый период боёв от Орла до Мценска.
В корпус Лелюшенко входила и 6-я гвардейская стрелковая дивизия. Согласно журналу боевых действий, её стрелковые части и несколько артиллерийских батарей сражались вместе с бригадой Катукова, у которого своей пехоты было мало, а артиллерии не было совсем.
Ещё был 36-й мотоциклетный полк и сводный батальон курсантов Тульского оружейно-технического училища. А также 34-й полк НКВД, сформированный из остатков различных частей. Боеспособность этого полка была слабой, личный состав не обучен, тяжелого оружия не было. Но его усиливали. Например, из мотоциклетного полка передали 2 бронеавтомобиля БА-6, из 6-й дивизии — две батареи 45-мм и 76-мм орудий.
Плюс 9-й полк реактивной артиллерии. С воздуха Лелюшенко поддерживала 6-я резервная авиагруппа: 75 самолетов МиГ-3, Як-1, Ил-2 и Пе-2.

Танкисты-асы в боях за Мценск

Понятие танкист-ас многими историками расценивается крайне скептически. Поскольку не было никакой системы учета, на поверку оказывается, что данные о победах практически всех асов (и наших, и немецких) не подтверждаются. Бригада Катукова была в Красной Армии рекордсменом по число заявленных асов. Многие из них начали боевой путь ещё от Мценска.
Лучший советский ас Дмитрий Лавриненко в боях под Мценском подбил то ли 7, то ли 19 танков. Сказать точно нельзя, потому что и у Лавриненко, как и у других асов, нет подробных данных о подбитых танках, а те, что есть сильно разнятся. Многие другие танкисты Катукова тоже записали на свой счёт по десятку и более танков. Если брать только 14 танкистов бригады, числящихся в списке лучших советских асов, то на их долю приходится 90-100 танков.
При этом надо помнить, что и 11-я танковая бригада претендует на 16 подбитых танков, полк НКВД сообщал о 14 уничтоженных немецких танках. Кроме того, минимум 5-6 танков себе записала и противотанковая артиллерия 6-й гвардейской дивизии. Да и десантники танки подбивали, причём это сами немцы подтверждают.

Немецкая версия событий

Количество немецких танков советские историки подсчитали по данным на 10-е сентября. На эту дату в 4-й дивизии было 162 танка, из которых 83 числилось исправными и ещё 79 машин находились в ремонте. В 3-й танковой на эту же дату было 34 исправных танка и 107 машин в ремонте. Если суммировать, то и правда получается около 300.
Но как-то странно использовать данные месячной давности, тем более, если за месяц происходит много событий. Поэтому, правильнее рассматривать количество танков в 4-й дивизии на 4-е октября. А их на эту дату было 59 исправных и ещё 35 находилось в ремонте. На 12-е октября боеготовых машин осталось 40. В журнале боевых действий 4-й танковой дивизии есть и данные о всех потерях, причём их можно восстановить на каждый день с максимальными подробностями.
Такая вот статистика боёв. А что по поводу 3-й танковой? Она наступала на город Болхов, и взяв его, повернула на Мценск. Один её танковый батальон принял участие в боях за город 9-го и 10-го октября. Сколько машин успело прибыть под Мценск точно сказать нельзя, но едва ли много. Данных о потерях именно под Мценском по 3-й дивизии нет.

Итог

Мценск наши войска, как известно, не удержали.
Собственные потери 4-й танковой бригады в боях между Орлом и Мценском составили 28 танков, 11-я бригада потеряла 16 машин.
Танкисты Гудериана понесли огромные потери. За неделю боёв, пройдя 35 километров, 4-я дивизия потеряла треть машин. В пяти танковых дивизиях 2-й танковой группы к 16-му октября по списку оставался 271 танк. Исправных — меньше половины.
Надо заметить, что немецкие данные о советских потерях также не подтверждаются советскими документами. Так, после боя на реке Лисица, немцами заявлено о 17 подбитых советских танках, в том числе 8 тяжелых. Но 4-я танковая бригада в этом бою потеряла 6 танков, из них 2 сгорели, а 4 были позже отремонтированы. Так что поговорка о том, что на войне «врут все, особенно про побитых врагов», на немцев тоже распространяется.
Если сравнивать бои под Мценском, как их описывали в советское время и как это было в действительности, получается, что всё очень похоже на историю со сражением под Прохоровкой.