10/06/21

Московская синеклиза: почему Москва стоит на «депрессии»

Наша древняя столица расположена на еще более древнем геологическом основании, в сравнении с возрастом которого неполные 900 лет Москвы – лишь крохотное мгновение вечности. Статьи о геологии Москвы и области пестрят мудреными словами вроде «кембрий», «докембрий», «протерозой» и так далее. Но более всего изумляет тот факт, что основанием Москвы служит некая депрессия.

При чем тут депрессия

Геологи нас успокаивают: ничего общего с плохим настроением эта депрессия не имеет. Так в геоморфологии называют любое понижение поверхности земли, независимо от его расположения и происхождения. Депрессией может называться и впадина на суше, и какая-нибудь глубокая котловина на дне океана.

Депрессии бывают разные. Те из них, которые представляют собой плавное опускание фундамента поверхностных плит (этот фундамент имеет кристаллическое строение и очень древнее происхождение) называются «синеклизы». Это слово происходит от греческого «наклонены вместе», имеется ввиду склоны (крылья) синеклизы, которые плавно спускаются к общему центру. Крылья имеют иногда тысячи километров в длину, а глубина синеклизы доходит до 3-5 километров относительно уровня моря.

Так вот, депрессия, на которой расположена Москва, Московская область и еще ряд окрестных областей, носит название «Московская синеклиза». Она расположена в центральной части Восточно-европейской платформы. Ее площадь – 1000 на 450 километров, и она граничит на юге с Воронежскими землями, на западе с Белоруссией, на север простирается едва ли не до прибалтийских земель, а на восток – до Волги и Урала.

Как образовалась Московская синеклиза

Образовалась эта гигантская впадина в очень древние времена. Фундамент Восточно-Европейской платформы сформировался в конце протерозойской эры, то есть, более полутора миллиардов лет назад. Примерно 650 миллионов лет назад начались мощные геологические процессы (геологи называют этот период «байкальской складчатостью» по названию региона, где были впервые обнаружены отложения этого времени), фундамент платформы под напором каких-то чудовищных сил прогнулся, и на прежде плоской поверхности появилась впадина. С севера, оттуда, где теперь расположено Балтийское море, во впадину натекла вода.

Сначала это море было прохладным, но постепенно климат менялся, к девонскому периоду (примерно 400 миллионов лет назад) стало жарко, и в неглубоком, прогретом солнцем море развелось огромное количество разнообразной живности.

Синеклиза, как и климат, была на протяжении миллионов лет подвержена изменениям, то повышалась, то понижалась, море то отступало, превращая окрестности нынешней Москвы в пустыню, то подступало вновь.

В юрском периоде (145 миллионов лет назад) море отступило из Подмосковья окончательно. Часть вод ушла в подземные полости, и к началу четвертичного периода (от 2,5 миллионов лет назад) постепенно начал складываться современный ландшафт этих территорий.

Чем древняя депрессия одарила современную Москву

Казалось бы, что за дело жителям современного мегаполиса до этих движений платформы, прогибов и затоплений, происходивших миллиарды и миллионы лет назад? Однако, это мнение очень поверхностно. Древние изменения ландшафта и климата одарили людей множеством благ.

Морские отложения, останки миллиардов живых организмов, подвергавшиеся на протяжении целых геологических эпох сдавливанию, перемалыванию волнами и ветром, стали в наши дни залежами полезных ископаемых.

В Подмосковье имеются запасы каменного угля и известняков – наследие лесов и водоемов эпохи карбона. Местным углем топят печки с XVIII века, а известняки активно используют в строительстве. Подмосковный известняк применялся при строительстве комплекса на Манежной площади, при возведении многих мостов через Москву-реку.

Огромное промышленное значение имеют залежи кварцевого песка, который незаменим для производства стекла.

И, наконец, гигантский источник минеральной воды – это древнее подземное Московское море. Отсюда качают известную многим «Московскую минеральную», по составу близкую к знаменитым Ессентукам, на базе этой древней морской воды работают многие подмосковные санатории и даже Московский олимпийский центр водного спорта.