24/09/25

«Москва бьет с носка»: каким был коронный прием жителей столицы в кулачных боях

«Стенка на стенку» — это уникальное явление, аналогов которому нет в мире. Если в других культурах кулачные бои были поединком один на один, то на Руси в них сходились целыми улицами, деревнями и городскими слободами. Откуда же взялась эта суровая традиция?

Языческий суд и воспитание духа

Историки полагают, что изначально кулачный бой мог быть частью древней судебной системы — способом выяснить правду между общинами, не прибегая к кровопролитной войне, что было особенно актуально в условиях постоянной угрозы от кочевников.

Первое летописное упоминание о боях относится к 1068 году. Монах Нестор в «Повести временных лет» с осуждением перечисляет эту «бесовскую забаву» наряду с игрищами и языческими русалиями. Церковь вела с ними непримиримую борьбу: участников отлучали от причастия, а погибших не отпевали. Однако искоренить традицию оказалось невероятно сложно. Светские власти часто смотрели на бои сквозь пальцы, видя в них отличную школу мужества для молодежи.

90-60-90: как эти «габариты» стали эталоном женской красоты

Сначала мальчишки играли в «Царь горы», брали штурмом снежную крепость, а потом начинали мериться силой в поединках один на один, а возмужав, бились «стенка на стенку».

Как описывал в «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII веках» Николай Иванович Костомаров, кулачные и палочные бои проходили на льду замерзших рек. Желающие драться собирались партиями и по свистку бросались в бой. Драки были свирепыми: «бились неистово, жестоко... многие выходили калеками, а других выносили мертвыми. Палочные бои... сопровождались убийствами чаще кулачных».

Дрались на Полтаве и в новгородчине

Как писал в 1913 году в «Русской старине» журналист А. А. Лебедев, в Арзамасе бои проводили по праздникам. Народ собирался у моста, соединявшего город с селом Выездным. Городские с сельчанами бились, заранее договорившись о правилах: руки бойцов должны быть в рукавицах, в которые нельзя было класть «закладки», не били в лицо, не били лежачего, не били тех, у кого идет кровь. Бои имели особую организацию – сначала пускали мальчишек–застрельщиков, затем парней постарше, а потом в драку вступали мужики.

Подобные бои проходили и в начале XX века в Самарской, в Подольской и в Полтавской губерниях.

Дрались в Москве

Московский врач Михаил Леонтьевич Назимов писал, что начальники находили бои полезными и уточняет, что в столице бои проходили зимой близ фабрик. Собирались на льду рек недалеко от Симонова или у Девичьего монастырей, на Воробьевых горах. Свои места были в Каменном, в Белом и в Земляном городе. Бились на перекрестках – указом 1640 года это запрещалось.

«Жратва»: что означает это слово на самом деле

Обычно на льду реки собиралась толпа «серого» люда. Затем она расходилась на две стороны, начинала расти и яриться. В середине толкались мальчишки, затевая бой, а по берегам собирались зеваки. Они притаскивали скамьи, заключали пари, шла бойкая торговля сбитнем и пряниками. Богачи привозили своих бойцов и зарабатывали на спорах.

Дрались не только русские – в Москве бились и татары.

Бои запрещали: при Иване Грозном, при Екатерине Великой. Их пытались запретить в 1823 году, когда во время боя погиб мещанин Трофим Сыроватников – его убил мещанин из Кременчуга Иван Герасимов.

В 1832 году запрет вошел в Свод Законов; IV часть 180 статьи указывала: «Кулачные бои, как забавы вредныя, – вовсе запрещаются».

Тактика боя и приемы

При бое «стенка на стенку бойцы использовали разные тактики. Например, можно было поставить в центр «стенки» самых сильных бойцов и стараться разбить «стенку» противников надвое. При этом противники, зная тактику, старались пропустить атакующих внутрь «стенки», где ставили против них сильнейших бойцов, а строй сразу же смыкали.

Бывало, что нападавших заманивали, прогибая центр своей «стенки», а потом наваливались с двух сторон.

Бой «сам на сам» предполагал драку на кулаках, при этом кулаки держали вертикально. Пpиёмы боя были разными и включали yдаpы кyлаками, ладонями, локтями, головой, а иногда ногами и коленями.«Уколом» назывался удар пястными костями кулака, «рубящим» – удар ребром, «обухом» называли удар головками основных фаланг. Били «в душу» – в солнечное сплетение, «под микитки» – под ребра, били по ступням – чтобы сбить с ног, били в пах, чтобы потом садануть в лицо коленом и свалить с ног ударом между лопаток. Некоторые били противника раскрытой ладонью так, что дух вышибало, а другие владели«казацким» ударом – били противника расслабленной кистью, которую в последний миг сжимали в кулак. Противнику давали «леща» сбоку и сверху вниз, давали отведать «плюхи» и «потыкана», использовали прием «тычок» – наступали на ногу и били в лицо или в кадык.

Москвичи отличались приемом, который вошел в поговорку: «Москва бьет с носка» и был увековечен в лубочной картинке XVIII века, которая называлась «Удалые молодцы, славные борцы». На ней были изображены сошедшиеся в поединке крестьянин и солдат. Главный прием москвича заключался в том, что солдат хватал крестьянина за ворот, дергал его назад и одновременно подбивал носком ноги противника, чтобы он рухнул на землю.

Этот удар упоминается в былине XVIII века про Мастрюка Темрюковича, известной по сборнику Киршея Данилова. В былине хан Золотой Орды Мастрюк хвалится на пиру своей силой–и вступает в бой с москвичами Мишкой и Потанькой Борисовичами. Мишка бросает ордынца на землю приемом – « с носка»: «А и Мишка Борисович с носка бросил о землю он царского шурина».

После революции кулачные бои в СССР были запрещены как пережиток прошлого, однако традиция жива до сих пор. Молодые парни по-прежнему ходят «стенка на стенку» и по-прежнему гордятся, что «Москва бьет с носка», правда, трактуют они это как прием из восточных единоборств, что в корне неправильно. Вряд ли наши пращуры били ногами друг друга в голову или в лицо.