07/08/22

«Мы еще не рассчитались с ними»: почему Мао Цзэдун так говорил о Советском Союзе

В 1964 году Мао Цзэдун объявил во всеуслышание о том, что он еще не рассчитался с Советским Союзом. В Москве слова китайского лидера восприняли как угрозу. Поэтому ответ Никиты Хрущева не заставил себя долго ждать.

Ухудшение отношений между державами

Историк Андрей Хорошевский, автор издания «Загадки истории. Тайны Советской империи», считает, что отношения между Китаем и Советским Союзом никогда не были безоблачными, но по-настоящему они ухудшились после прихода к власти Никиты Хрущева. В частности, по мнению Хорошевского, китайскому лидеру Мао Цзэдуну не понравилась антисталинская кампания, развернутая Хрущевым. Мао был уверен, что китайцы под влиянием подобных событий могут задуматься и его просчетах.

Но особое внимание в Китае уделяли границам с СССР, с которыми Поднебесная была не согласна. Дошло до того, что там стали выпускать карты с выдуманными границами. Советы такое положение вещей не устраивало, но именно поэтому они хотели договориться с китайским правительством. Для этого были организованы многочисленные переговоры, в которых, казалось, обе стороны пытались прийти к компромиссу.

Вопрос о границах

Между тем все достигнутые в упомянутом направлении успехи перечеркнул сам Мао Цзэдун. В июле 1964 года Мао принимал у себя гостей – представителей социалистической партии Японии, среди которых был и Тетцуо Ара из префектуры Хоккайдо. Ара, как пишет Леонид Млечин в своей книге «Россия и Китай», поднял неприятный для всех японцев вопрос о Курильских островах и поинтересовался мнением Мао Цзэдуна по этому поводу.

«Великий кормчий» ответил весьма резко, заявив, что «Советский Союз захватил слишком много земель». При этом китайский лидер упомянул о независимой Монголии, которая контролировалась СССР. Далее Мао перечислил другие страны, «отрезанные» Советами: Польшу, Финляндию, Германию, Румынию. «Более 100 лет назад они отрезали земли к востоку от Байкала, включая Боли, Хайшэньвэй, полуостров Камчатка. Этот счет еще не погашен, мы еще не рассчитались с ними по этому счету», — сказал Мао Цзэдун.

Ответ китайскому лидеру

Некоторые историки предполагают, что столь резкими высказываниями Мао Цзэдун планировал надавить на Москву для того, чтобы та стала более сговорчивой. Но эффект получился совсем иным. До этого скандала спор между Китаем и Советами носил идеологический характер, теперь же он превратился в межгосударственный. Слова Мао о том, что китайцы «еще не рассчитались» с Советским Союзом, были восприняты в Кремле как прямая военная угроза.

Поэтому неудивительно, что вскоре Никита Хрущев ответил главе Китая. Для этого генсек тоже воспользовался встречей с японскими делегатами. Хрущев в частности объявил, что в случае навязывания войны Советский Союз будет сражаться до последнего, бросив на это дело все имеющиеся силы и средства. Мало того, Никита Сергеевич напомнил, что СССР обладает огромными средствами. «Я бы сказал неограниченными», — добавил Хрущев.