05/01/21

«Мышиная бомба»: каким было биологическое оружие американцев времен Второй Мировой

Из летописных источников мы знаем о том, как сурово княгиня Ольга отомстила племени древлян за смерть своего мужа, Игоря. Известно, например, что осадив  столицу мятежников, овдовевшая княгиня пошла на хитрость: она убедила горожан, что соберет с них небольшую дань в виде трех голубей с каждого двора, а потом снимет осаду и уйдет восвояси. Однако, когда древляне выполнили ее требования, она приказала своим солдатам прикрепить куски зажженного трута к лапам птиц, а после выпустить на волю. Повинуясь инстинкту, голуби вернулись домой, огонь с их "груза" перекинулся на деревянные постройки и весь город сгорел.

Нам на самом деле неведомо о том, был ли этот случай реален, либо это результат бурно разгулявшейся фантазии летописца, но факт того, что идея использовать птиц для поджога городов существует уже давно, несомненен.

Летучие мыши – диверсанты

В 1943 году американский инженер и изобретатель Литл С. Адамс посетил пещеры Карлсбада, что на западе США и был впечатлен полетом миллионов летучих мышей. Времена были военные, доктор был пламенным патриотом, и в его голове родился довольно экзотический план. А что если прикрепить к этим летучим мышам миниатюрные зажигательные бомбы и рассеять их над японскими городами? Рукокрылые животные начали бы, ища убежища, прятаться в труднодоступных местах, а потом взрывались, воспламеняя все в радиусе 30 сантиметров вокруг себя. Учитывая, что японские города в то время были преимущественно деревянными, а в пещерах США можно было наловить миллионы летучих мышей,  идея казалось не такой и безумной.

Весьма вероятно, мысль о мышиной бомбе канула бы в небытие, если бы у ее автора не было могущественных покровителей в высших кругах американского общества. Литл Адамс был близко знаком с женой президента Рузвельта, а потому его выдумка получила дальнейшее развитие.

Ход эксперимента

В 1943 году в Штатах наспех возвели типичную японскую деревню. Жить, разумеется, в ней никто не планировал, а единственное ее предназначение заключалось в том, чтобы оказаться уничтоженной при помощи нового и очень странного биологического оружия.

Крылатые диверсанты блестяще справились с поставленной задачей. Американские военные специалисты довели чудаковатую фантазию доктора Адамса до вполне рабочего состояния.

Долгое время шли споры о том, какой именно из многочисленных видов летучих мышей Америки станет основой оружия. Изначально предполагалось, что идеально для этой цели послужит очень крупная бульдоговая летучая мышь. Это мощное рукокрылое создание могло нести на себе бомбу приличных размеров и ужасающей мощности, но корень проблемы крылся в том, что эти летучие мыши оказались совсем немногочисленными, а потому не подходили для решения поставленной задачи. Ведь в плане речь шла о массированных бомбардировках, в которых надо было задействовать миллионы таких животных-смертников.

Поэтому решили пойти другим путем и отталкиваться не от размеров животных, а от численности поголовья. Для этой цели блестяще подошел бразильский складчатогуб. Это небольшая, но очень часто встречающаяся на юго-западе США летучая мышь весит совсем немного – 9-14 граммов, но может нести вес, значительно превышающий её собственный. Под этих животных была разработана специальная 17-граммовая зажигательная бомба (к слову, ее и по сей день считают самой маленькой зажигательной бомбой в мире).

Система использования таких летучих мышей была весьма мудреной. В первую очередь, их нужно было ввести в анабиотическое состояние, спячку. Для этого их охлаждали до температуры в 4 градуса, мыши засыпали, к ним подсоединяли бомбу, а позже сбрасывали к месту дислокации в огромных контейнерах на больших парашютах.

Принцип действия зажигательной бомбы тоже был не из простых, в те времена электроника находилась еще в недостаточно развитом состоянии, а поэтому возможности массово устанавливать таймеры не было. Из-за этого пришлось прибегнуть к взрывному механизму, основанному на химических процессах. В состав бомбы входил металлический ударник, который сдерживался стальной нитью, в момент активации в полость бомбы поступала кислота, разъедающая стальную проволоку, что приводило к детонации устройства. На все уходило около получаса времени.

Второе исследование биологического оружия тоже показало высокую эффективность этого метода. Пожалуй, даже слишком высокую. В ходе учений на военной базе произошел казус: несколько мышей раньше положенного времени вышли из спячки и забились в щели деревянных ангаров воинской части. Американским военным пришлось на себе испытать эффективность разработанного ими оружия: все здания, куда забились летучие мыши, сгорели дотла.

Вопреки тому, что проект, в целом, довольно хорошо себя зарекомендовал, какого-то выраженного практического применения он не получил. Связано это было, во-первых, с потенциальными рисками при обращении с мышами. Пепел от пожарища на военной части после неудачных испытаний красноречиво свидетельствовал о том, что с летучей мышью, если что-то пойдет не так, договориться не получится. И от этих бомб прекрасно горят не только японские деревни, но американские военные объекты. Помимо того, испытания затянулись, а война в скором времени закончилась, поэтому проект был закрыт. И, пожалуй, больше всего от этого решения выиграли сами летучие мыши, ведь предполагалось, что только в одной такой бомбардировке будет задействовано больше миллиона крылатых смертников.