На каких улицах Москвы остались следы фашистских бомбардировок

Гитлеровцы подвергали столицу СССР бомбардировкам с самого начала Великой Отечественной войны. Налёты прекратились только после поражения немцев в битве за Москву, хотя отдельные самолёты пытались прорваться в город ещё летом 1942 года. Всего было полностью или частично разрушено около 6 тысяч зданий. Некоторые следы войны сохранились в российской столице по сей день.

«Разорванный дом»

Проходя по улице Моховой, можно заглянуть в просвет между двумя зданиями, через который видно Кремль и колокольню Ивана Великого. Однако стоящие на расстоянии 15 метров дома имеют один номер – 10. Они составляли единое здание, пока в один из августовских дней 1941 года их не разделил взрыв. Пробив 4 этажа, фашистская бомба сработала у полуподвала, где люди прятались в бомбоубежище. В устоявших частях дома начался пожар, но его вскоре потушили. По свидетельствам очевидцев, под завалами погибло около 40 человек.

Качество кладки дома, построенного в 1882 году, оказалось настолько хорошим, что сносить здание не пришлось. Строители просто выровняли и заделали боковые стены. В наше время «разорванный дом» — популярный экскурсионный объект, который показывают посещающим центр Москвы туристам.

Памятник Тимирязеву

5-августа 1941 года бомба весом в 1 тонну упала рядом с памятником русскому учёному-биологу Клименту Тимирязеву у Никитских ворот. Предположительно, немецкий лётчик целился в соседнее здание ТАСС, однако промахнулся на полсотни шагов. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 10 метров и диаметром 30 метров.

Взрывная волна опрокинула памятник, его постамент раскололся на несколько частей. Рассказывали, что каменная голова академика влетела в окно одного из соседних домов. По другой версии, она укатилась к расположенному напротив кинотеатру. Так или иначе, буквально за сутки рабочие воссоздали памятник почти в том же виде, в каком он впервые предстал перед москвичами в 1923 году. Одновременно аварийно-восстановительный полк соединил порванные взрывом коммуникации и вновь положил асфальт на площади. О происшествии сегодня напоминают большие выбоины на постаменте, а также малозаметный шов на шее монументальной скульптуры.

Пушкинский музей

Память о войне хранит и южный фасад Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на Волхонке. Экспозиция и фонды музея с 1941 по 1944 годы находились в эвакуации в Новосибирске, но само здание существенно пострадало во время налётов Люфтваффе.

«14 октября в девять часов вечера фугасная бомба упала во двор усадьбы Голицыных. Взрывной волной была полностью разрушена стеклянная кровля здания, и до 1944 года залы музея находились под открытым небом», — гласит надпись на установленной в память о случившемся мемориальной доске.

Сразу после возвращения сотрудников из эвакуации началось восстановление музея, затянувшееся на несколько лет. Однако многочисленные щербины от бомбовых осколков на высоте 12 метров «замазывать» никто не стал.

Больница на Воронцовом поле

Если выйти к красному кирпичному зданию бывшего Института по изучению профессиональных болезней в районе Курского вокзала, можно заметить, что одна из его стен испещрена выбоинами. Немцы активно бомбили железнодорожные пути, и однажды бомба случайно попала во двор больницы. Осколки влетели в стену, однако серьёзных разрушений не причинили. Здание не стали реставрировать, и сегодня его внешний вид служит наглядным свидетельством преступлений фашистов.

Тоннель на Филёвской линии

Следы войны в Москве остались не только на земле, но и под землёй. 22 июля 1941 года бомба пробила тоннель на перегоне между станциями Смоленской и Арбатской на Филёвской линии московского метрополитена. Сейчас на этом месте в бетонном потолке сохранился прямоугольный участок, заделанный досками. Впрочем, по понятным причинам, увидеть его могут немногие. Эта бомбардировка напрямую повлияла на схему столичного метро. Чтобы ничего подобного больше не повторилось, рядом с Филёвской линией, расположенной близко к поверхности, в 1953 году была проложена параллельная «глубокая» Арбатско-Покровская линия.