Кто такие донские казаки по происхождению? Потомки беглых русских крестьян, как гласит школьный учебник? Особая славянская субэтническая группа? Или, как любят говорить на Дону, «мы — казаки, отдельный народ»? Долгие споры историков, этнографов и самих казаков сегодня получили неожиданного арбитра — генетику. Результаты ДНК-исследований рисуют куда более сложную и интересную картину, чем простые мифы о происхождении.
Исторический микс: откуда взялась вольница
Прежде чем открыть данные генетиков, стоит вспомнить, кого они изучали. Донское казачество формировалось в XVI–XVII веках в низовьях Дона — на степном пограничье, которое русские княжества контролировали слабо. Этот регион был не «пустырём», а оживлённым перекрёстком.
Сюда стекались самые разные люди. Беглые из Центральной России и Речи Посполитой: крестьяне, холопы, разбойный люд. Представители степных народов: остатки половцев, татар-ногайцев, калмыков, принявших православие и «оказачившихся». Выходцы с Кавказа: черкесы (адыги), грузины, армяне, осевшие в казачьих городках.
Казачья община принимала всех, кто был готов принять православную веру, выучить язык и служить «казачьему кругу». Это был настоящий плавильный котёл, где за несколько поколений создавалась особая культурная общность с уникальным укладом, диалектом и самосознанием. Но что запечатлелось в генах?
Главный сюрприз генетики: «степной» след
Результаты масштабных генетических исследований, проведённых в 2010-х годах российскими и зарубежными учёными, стали сенсацией. Оказалось, что у современных донских казаков необычайно высок процент гаплогруппы R1a, типичной для восточных славян (русских, украинцев, белорусов). Это подтверждает мощный славянский компонент. Но следующая по распространённости гаплогруппа — гаплогруппа N.
Это — наследие не русских, а финно-угорских народов и выходцев из Сибири. Но самое интересное — третья по значимости группа. У значительной части казаков обнаружилась гаплогруппа G и её субклады, которые практически не встречаются у русских центральных регионов, но очень характерны для народов Кавказа (осетин, грузин, абхазов) и, что важно, для древнего населения евразийских степей — скифов, сарматов, аланов.
Именно этот «степной» и «кавказский» генетический след и есть ключевая особенность донской популяции. Он чётко отделяет их генофонд от генофонда, например, рязанских или тульских крестьян. Казаки генетически — не просто «русские, жившие на Дону». Они — потомки того самого исторического микса, в котором кровь славянского землепашца смешалась с кровью степного воина-кочевника и гораца-кавказца.
Южные русские или отдельный народ?
Генетики любят точные цифры. Сравнительный анализ показывает:
Генофонд донских казаков максимально близок к генофонду южных русских насельников — тех, кто жил в Воронежской, Белгородской, Курской областях. Это подтверждает историческую правду о массовом исходе на Дон именно из этих южнорусских регионов.
Однако есть и существенные отличия. У казаков значительно выше доля «южных» и «кавказских» генетических маркеров (тех самых гаплогрупп G и J2). Это прямое свидетельство ассимиляции местного степного населения и мигрантов с Кавказа.
При этом нет заметного следа монгольских гаплогрупп, что опровергает расхожий миф о массовом смешении с татарами в Золотой Орде. Контакты были, но в генофонде они оставили минимальный след.
Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию
Таким образом, генетика не подтверждает теорию о казаках как об отдельном этносе, генетически далёком от русских. Но она и не поддерживает упрощённый взгляд на них как на «просто русских». Они — особая часть русского суперэтноса, чей генофонд сформировался в специфических условиях пограничья и вобрал в себя уникальное разнообразие.
Откуда взялась легенда о «хазарских» корнях
Популярная среди некоторых казачьих интеллектуалов теория о прямом происхождении от хазар генетикой не подтверждается. Хазарский каганат, чья элита исповедовала иудаизм, исчез в X веке, задолго до формирования казачества. Его可能的 потомки — часть восточноевропейских евреев-ашкенази. Их генетические маркеры в казачьей среде практически отсутствуют.
Откуда же тогда этот миф? Вероятно, он вырос из романтического стремления найти себе «древних» и «благородных» предков, а также из путаницы: на землях, где позже aroseло казачество, действительно жили не только хазары, но и их предшественники — ираноязычные скифы и сарматы, а также аланы. Именно их генетический вклад (через кавказское население) и фиксируют современные исследования. Так что корни уходят не в хазарскую, а в более древнюю, общестепную традицию.
Итак, что в итоге говорят генетики? Они подтверждают историю. Донские казаки — это в первую очередь потомки русских переселенцев (преимущественно с Юга России), в чей генофонд за века жизни в Диком поле влилась значительная доля крови коренного степного и кавказского населения.
Но главный вывод, возможно, лежит за пределами лабораторий. Генетика показывает происхождение, но не определяет национальность. Уникальная казачья идентичность, основанная на вере, особом укладе жизни, чувстве братства и служении, сформировалась исторически.
