Сейчас некоторые молодые люди искренне удивляются, когда им говоришь, что московское метро служило бомбоубежищем. «А кто бомбил Москву? – удивляются они. – А когда это было?» Это не анекдот, автор сам сталкивался с такими ситуациями, когда преподавал историю в вузе выпускникам современных российских школ.
Москва и в наше время хранит следы войны
Следы налётов люфтваффе на Москву можно увидеть и в наше время. На Моховой улице есть двойной дом номер 10, состоящий из строений 1 и 2. До войны это был один дом. В ночь на 13 августа 1941 года в него попала бомба, полностью разрушившая центральную часть здания. После войны дом отстроили, однако в виде двух зданий. Центральную часть так и не стали восстанавливать.
В ходе одного из налётов был разрушен кинотеатр Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Здание кинотеатра так и не было никогда восстановлено, его руины законсервированы до сих пор и не разобраны. Сколы, нанесённые взрывами бомб, можно увидеть на пьедестале памятника Клименту Тимирязеву у Никитских ворот (памятник был повален), на отдельных зданиях в центре.
Во время налётов было организовано дежурство наблюдателей ПВО на крышах высотных зданий. Там были построены деревянные будки – временные посты наблюдения. Местами они также сохранились до сих пор. В послевоенное время многие из них использовались органами госбезопасности для прослушивания эфира и засечки подпольных радиопередатчиков. Встречаются утверждения, что некоторые из них до сих используются по данному назначению.
Цели и итоги налётов люфтваффе на Москву
Москва не являлась целью массированных терроризирующих налётов люфтваффе, каковой был, например, Лондон. Германские стратеги рассчитывали овладеть Москвой в ходе скоротечной кампании и не собирались тратить на Москву значительные силы авиации, бросая их, прежде всего, на поддержку наземных армейских операций. Налёты на Москву должны были иметь, главным образом, моральное значение – демонстрировать абсолютное превосходство люфтваффе в воздухе. В налётах участвовали примерно по 200 самолётов – незначительное количество для такого большого города. Учитывая, что в те времена ещё нельзя было осуществить достаточно прицельное бомбометание: бомбардировка велась по крупноразмерным целям, по «площадям».
Тем не менее, германская авиация нанесла серьёзный ущерб столице России. Только с 22 июля (первого налёта) до 24 ноября 1941 года на Москву было сброшено больше полутора тысяч фугасных и свыше 56 тысяч зажигательных бомб. Погибло 1327 человек, почти две тысячи тяжело ранены. Больше 400 жилых домов, несколько десятков промышленных предприятий и общественных зданий было разрушено.
Во время наступления немцев на Москву бомбардировки должны были способствовать панике среди населения, помешать мероприятиям по эвакуации столицы. Отчасти эта задача была выполнена. Правда, самая грандиозная паника, возникшая в Москве 16-20 октября 1941 года, не имела отношения к воздушным налётам. В те дни стояла пасмурная, ненастная погода (кстати, сорвавшая марш немцев на Москву после их победы под Вязьмой). Авиация бездействовала. Будь именно в эти дни у люфтваффе возможность нанести бомбовые удары по городу и по путям отхода из него (особенно, если ещё сбросить на эти пути парашютные десанты), то исход всей войны мог оказаться иным.
После поражения вермахта в битве за Москву налёты люфтваффе на столицу СССР продолжались, но теперь они ещё более отчётливо имели смысл демонстрации своего превосходства в воздухе. Бомбардировки продолжали, хотя и значительно реже, чем осенью 1941 года, терроризировать москвичей вплоть до июня 1943 года. Сокращение и полное прекращение бомбёжек Москвы было вызвано потерями немецкой авиации и необходимостью концентрации её остатков на поддержке сухопутных сил в главных битвах.
За всё время налётов люфтваффе на Москву погибло около 2000 гражданских лиц и советских военнослужащих.
Вопреки легенде: слабость советской ПВО
Силы, выделенные немцами для налётов на Москву, и значение, придававшееся командованием люфтваффе этим бомбардировкам, не шло ни в какое сравнение с силами и значением налётов на Англию и, главным образом, на Лондон. Поэтому количество разрушений и жертв от воздушных налётов в Москве на порядок меньше, чем в Лондоне. Только во время Битвы за Англию в сентябре-октябре 1940 года погибло более 14 тысяч гражданских лиц и свыше 20 тысяч было ранено. А всего за время Второй мировой войны от бомбёжек и ракетных ударов погибло больше 43 тысяч в одном только Лондоне.
Однако учитывая гораздо более высокую интенсивность действий люфтваффе против Лондона, чем против Москвы, число жертв и разрушений в советской столице выглядит несоразмерно большим. Это объясняется слабостью советской ПВО в годы войны.
В воспоминаниях советских военачальников говорится о высокой эффективности действий советской ПВО при защите Москвы. Командир 1-го корпуса ПВО генерал-полковник Журавлёв писал о том, что за первый месяц налётов к Москве прорвались лишь 50 из 1700 самолётов врага, участвовавших в налётах, а потери немцев составили примерно 10 %. Бывший командующий ВВС Московской зоны обороны генерал-лейтенант авиации Сбытов утверждал, что «в отдельные дни наши истребители уничтожали в воздухе по 25-30 самолётов, а в одну из октябрьских ночей сбили 47 бомбардировщиков врага». Даже в наше время говорится, будто за всё время к Москве прорвалось только 229 вражеских самолётов.
Эти данные совершенно не согласуются с цифрами о количестве упавших на Москву бомб (см. выше), говорящих, что немецких самолётов, прорвавшихся к Москве, было значительно больше. Немецкий бомбардировщик Хейнкель-111 не мог нести больше 2 тонн бомбового груза. При минимальной массе фугасной бомбы 250 кг и минимальной массе зажигательной бомбы 60 кг, минимальное общее количество немецких самолёто-вылетов, достигших целей в Москве, составляет больше 1800.
Ни в одну из недель октября 1941 года люфтваффе на всём Восточном фронте не потеряли больше 41 самолёта. Ни один немецкий самолёт не был достоверно сбит в небе непосредственно над Москвой.
Одной из причин слабости советской ПВО была нехватка радаров. Её удалось ликвидировать только в 1942-1943 гг. благодаря поставкам по ленд-лизу. Если за всю войну в СССР было произведено чуть более 600 радаров, то из-за границы было поставлено 2400 качественных РЛС. Они, а также лучшие западные самолёты-истребители, шли, прежде всего, на вооружение ПВО Москвы.
Дефицит радиолокаторов приводил к тому, что о вражеских налётах не удавалось вовремя оповещать, и сигнал воздушной тревоги часто звучал уже после начала бомбардировки. Этим объясняется большое число жертв среди москвичей. Так, 28 октября 1941 года тяжёлая фугасная бомба, разорвавшаяся на улице Горького (ныне Тверской), убила больше ста человек, стоявших в очереди за отовариванием хлебных карточек. Сирена не успела прозвучать.