29/07/25

 «Настоящее» происхождение Ленина: какие остались вопросы

В годы советской власти вся информация о происхождении Владимира Ленина была засекречена. Считалось, что граждане СССР не должны были ни в коем случае увидеть в революционере обычного человека, вне партии и политики. Поэтому многие тайны вождя мирового пролетариата, включая его происхождение, стали пытаться разгадать только в 90-годы, когда страна Советов уже перестала существовать.

Кто отец

Если верить официальной версии, то отцом будущего основателя первого в мире социалистического государства был Илья Николаевич Ульянов, который долгое время работал инспектором народных училищ. Что касается деда по отцовской линии, сам Владимир Ильич признавался – о нём ничего не знает. Но историкам всё же удалось установить, что Николай Ульянин являлся вольным крестьянином в Нижегородской губернии, потом переехал в Астрахань, где стал портным. Советский историограф Мариэтта Шагинян впервые предположила, что у Ульянина вполне могли быть калмыцкие корни. Правда, книга Шагинян «Семья Ульяновых» на протяжении 20 лет была под запретом, а поэтому данные сведения широкого распространения не получили.

Также существует версия, что у советского революционера на генетическом уровне ничего не было ничего общего, так как настоящий отец – друг семьи и врач Иван Покровский. Мужчина часто гостил в доме Ульяновых. Кроме того, ходили сплетни о том, что он якобы являлся любовником матери Ленина. Известный историк Аким Арутюнов, придерживающийся данной точки зрения, ссылался на диплом Владимира Ильича, в котором он увидел перечёркнутое отчество «Иванович» и приписанное «Ильич».

Немец, швед или еврей

Мать Ленина Мария Александровна до замужества носила фамилию Бланк. Это свидетельствует о том, что в роду по материнской линии у Ленина были немцы. Дед со стороны матери Йоганн Готлиб Гроссшопф переехал в Россию, где в возрасте 27 лет женился на дочери шведа Анне Беате Эстедт. Отсюда ещё и шведские корни в родословной Ленина.

Уже после смерти вождя составлением генеалогического древа занялась по поручению Секретариата ЦК ВКП его сестра Анна Ильинична Ульянова. Она-то и предположила, что в семье есть и еврейские корни. Ульянова пришла к выводу, что Александр Бланк, дед по матери, вполне мог быть сыном житомирского еврея Моши Ицковича Бланка. Но об этом Иосиф Сталин приказал молчать. По этой причине такое предположение впервые стало достоянием общественности лишь в 1992 году.

Пять империй, которые уничтожила Россия

Кто кого кормил: какие республики СССР получали самые большие дотации

«Тягуны»: самая страшная опасность на Чёрном море