«Не было уже места для зарубок»: как воевала актриса-снайпер Зиба Ганиева

«Тоненькая как тень, с лицом Нефертити» — именно так описывает Зибу Ганиеву автор книги «Ангелы мщения» Любовь Виноградова. Действительно Ганиева могла бы стать звездой экрана, но все ее планы перечеркнула война. До мая 1942 года вчерашняя студентка театрального вуза сумела стать одной из самых результативных женщин-снайперов. А потом оказалась на больничной койке.

Мечты о сцене и суровая реальность

Точное место рождения Зибы Ганиевой неизвестно до сих пор. Однако известно, что отец Зибы, Паша Ганиев, был азербайджанцем по национальности, а мать, Камиля, — узбечкой. Как указано в издании «Вставай, страна огромная» (1969 год), Паша работал школьным учителем, владел восточными языками, увлекался поэзией Омара Хайяма и занимался переводами с персидского. Видимо, творческая жилка передалась Зибе именно от отца. После переезда в Ташкент девушка довольно успешно совмещала учебу на рабфаке с занятиями в местной хореографической студии: тогда она мечтала стать артисткой балета.

Однако в 1940 году Ганиевой предложили переехать в Москву и поступить в ГИТИС, в студию под руководством Ольги Пыжовой. Зиба с радостью приняла это предложение. Вот только нападение нацистской Германии на Советский Союз перечеркнуло все планы начинающей актрисы. Зиба Ганиева, как и многие другие студенты московского театрального вуза, попросилась на фронт. Как писала Нина Попова в своей книге «Женщины страны социализма» (1948 год), поначалу Ганиева отправилась на передовую в качестве медсестры, а затем овладела навыками обращения с минометом и пулеметом.

Актриса с винтовкой

Как утверждала Вера Мурманцева, автор книги «Советские женщины в Великой Отечественной войне», в условиях боевой обстановки Зиба Ганиева стала еще и радисткой, а также овладела снайперским мастерством. В списках полка Зиба Ганиева так и значилась: снайпер-разведчик-радистка. По данным Муромцевой, до мая 1942 года несостоявшейся артистке удалось ликвидировать 21 врага, в числе которых были и офицеры. Однако, согласно изданию «Вставай, страна огромная» Ганиева уничтожила более сотни гитлеровцев: «На ложе винтовки не было уже места для зарубок». В качестве доказательства этого утверждения можно привести тот факт, что немцы даже выпустили листовки с призывом расправиться с Зибой.

Но Ганиева всякий раз ускользала из-под огня. Повезло ей и 23 мая 1942 года. Тогда, если верить Алле Бегуновой, автору книги «Ангелы смерти. Женщины-снайперы. 1941-1945», в бою за деревню Малое Врагово Зиба Ганиева уже командовала снайперской группой, состоявшей из 9 бойцов. Во время атаки Ганиева и еще несколько снайперов сумели окружить и расстрелять гитлеровцев, засевших в полуразрушенном доме. Однако отважной девушке не удалось остаться невредимой: Зиба получила тяжелое ранение осколком мины и очнулась уже в московском госпитале, куда ее чудом доставили.

Судьба после ранения

За подвиг, совершенный в Малом Врагове, Зиба Ганиева была награждена орденом Красного Знамени. Однако вернуться в строй она уже не смогла: врачи в буквальном смысле вытащили девушку с того света. Но Ганиева продолжила борьбу с противником в ином русле. Как утверждает Акима Султанова, автор книги «Счастье азербайджанки», именно Ганиева была автором обращения к матерям и подругам, опубликованного в журнале «Работница» в 1942 году. В своем открытом письме вчерашняя студентка театрального вуза с больничной койки призвала женщин помогать мужьям и братьям. Тогда Зиба Ганиева уже была знаменита на всю страну, и ее слова имели определенный вес.

Как пишет Любовь Виноградова в своей книге «Ангелы мщения: женщины-снайперы Великой Отечественной», став инвалидом, Зиба Ганиева решила, что путь на сцену ей закрыт. Поэтому Ганиева подалась в филологи и впоследствии даже защитила кандидатскую диссертацию. Впрочем, блеснуть на экране храброй фронтовичке все же посчастливилось. В 1945 году она снялась в картине своего однофамильца Наби Ганиева, основоположника узбекской кинематографии, «Тахир и Зухра». Небольшая роль в этой ленте оказалась для Зибы Ганиевой единственной. Но она ни о чем не жалела, посвятив всю дальнейшую жизнь научной работе.