07/10/22

«Не давали спать и морили голодом»: как отбирали бойцов в советский подводный спецназ

Так называемые «холуаевцы» — это не только элита морского спецназа, но и одно из самых засекреченных подразделений в стране. Вокруг этих бойцов с поистине уникальными способностями ходит множество слухов, при этом некоторые истории не очень далеки от истины. И действительно, морской спецназ должен уметь не только хорошо стрелять, драться врукопашную и обезвреживать противника любыми способами, но и мастерски действовать под водой. Откуда же берет свое начало секретное подразделение, кому дается шанс попасть в его ряды и почему бойцы носят столь чуждое русскому уху название?

Диверсионно-разведывательные формирования на флоте существовали еще во время Великой Отечественной войны. В то время на Северном флоте действовал 181-й разведывательный отряд, который сыграл значительную роль в проведении Петсамо-Киркенесской операции. Под руководством старшего лейтенанта Виктора Леонова бойцы отряда захватили две береговые батареи, что обеспечило успешную высадку десанта в порту Лиинахамари. За эту операцию Леонов был удостоен звания Героя Советского Союза. После победы в Заполярье часть отряда была перенаправлена на другой театр военный действий. Теперь предстояло разобраться с империалистическими амбициями Японии на Дальнем Востоке. Виктор Леонов смог отличиться и на другом конце страны. Его 140-й разведывательный отряд ТОФ успешно провел ряд дерзких диверсионных операций, за что командир получил еще одну звезду Героя.

После войны необходимость в морских разведчиках на некоторое время отпала и все подразделения были расформированы. В 1950 году рухнула зыбкая надежда на мир во всем мире, поскольку всем стали очевидны далеко не оборонительные цели военного блока НАТО. Тогда советское правительство решило создать отдельные роты специального назначения. 46 подразделений, в каждом из которых состояло 120 человек, дислоцировались главным образом на Западе СССР, то есть на направлении наиболее вероятного удара «акул империализма». Отбор в отдельные роты был соответствующим. Обязательными требованиями являлись идеальное состояние здоровья и образование не ниже среднего. Разведчики обучались стрельбе из всех видов оружия, прыжкам с парашютом, медицинской помощи и минно-взрывному делу.

Восстановить морской спецназ удалось лишь в 1953 году. Тогда военным пришлось приложить определенные усилия, чтобы убедить руководство страны. Так, капитан первого ранга Борис Марголин утверждал, что обучение водолазов – это длительный и трудоемкий процесс, успех которого можно обеспечить только если создать специальное подразделение. К 1955 году было завершено формирование 42-го морского разведывательного пункта.

Холуай – это название закрытой бухты недалеко от Владивостока, где разместилось новое подразделение. По неподтвержденной версии название переводится как «гиблое место», что, однако, отрицается специалистами по китайским топонимам. Тем не менее многие, кто проходил здесь службу, считают название весьма оправданным. А за бойцами подразделения так и закрепилось неофициальное наименование «холуаевцы».

К 1960 году размер подразделения увеличился до 146 человек, а также выделились три основные направления подготовки: водолазы-разведчики, войсковые разведчики и разведчики радио- и радиотехнических средств. Однако попасть к «холуаевцам» уже само по себе было трудной задачей. Всех претендентов ожидала своеобразная «адская неделя», в ходе которой проверялась не только физическая форма, но и психологическая и моральная устойчивость. Чтобы проверить готовность к службе в самом секретном подразделении страны, кандидата подвергали избиениям, унижениям, не давали спать и морили голодом, могли дать приказ тащить по сопкам несколько километров «раненого» бойца. Иными словами, в ходе испытаний стремились обнаружить предел возможностей каждого из претендентов. Разумеется, значительная часть людей отсеивалась. Зато те, кто прошли испытания, могли с гордостью считать себя элитой вооруженных сил.

Возможно, кому-то вступительные «экзамены» могут показаться излишне жестокими. Однако не следует забывать, что морские разведчики отправляются на боевые задания в самые разные точки мира, от Арктики до тропиков. А провал особо важных операций может иметь самые плачевные политические последствия. Поэтому командованию отряда важно, чтобы каждый поступивший боец был готов выполнять свой долг до конца, не останавливаясь ни перед какими трудностями. Любопытно, что «адскую неделю», которую проходят бойцы подразделения SEAL (более известны как «морские котики»), американцы, вероятнее всего, переняли у советского морского спецназа. Ведь именно так в короткий срок можно выявить пригодных для службы бойцов и отсеять всех остальных.

Тем не менее сегодня правила приема в «холуаевцы» несколько изменились. В частности, претенденту необходимо пробежать 10 км в полном обмундировании и уложиться в норматив бега в кроссовках, а также отжаться из упора лежа и подтянуться определенное количество раз. В конце бойцу предстоит выйти на ринг, где будут проверяться уже не столько сила и выносливость, сколько поведение в экстремальной ситуации и реакция на боль.

Стоит отдельно сказать об уникальном вооружении бойцов морского спецназа. Его главными характеристиками должны быть бесшумность и возможность вести огонь как в воздушной, так и в водной среде. Разведчики используют автоматы АК-74М, пистолеты СПП-1, снайперские винтовки СДВС, пулеметы «Печенег», а также другие виды стрелкового оружия. Огромную роль играет и техника, особенно носители водолазов. В советское время применялись сверхсекретные аппараты «Тритон», которые позволяли в зависимости от модификации доставлять от двух до шести разведчиков. Сегодня спецназ использует более современные носители «Сирена» и «Протей».

Поскольку деятельность подразделения засекречена, очень мало людей владеют информацией о боевых операциях «холуаевцев». Так, известно, что в 1989 году группа морских разведчиков отправилась на 130-суточное боевое задание, по результатам которого ее участники получили государственные награды.