25/01/22

«Не мог идти сам»: как Александр Карелин превратил сильнейшего бойца Японии Маэду в "мешок для тренировок"

Не сказка, а быль о том, как «русский медведь» японца-каратиста «заломал», в 1999 году облетела все новостные агентства мира. Через два с лишним десятилетия, как любое уникальное событие, поединок между русским греко-римским борцом и японским профессиональным рестлером оброс массой слухов и домыслов. Впрочем, даже в изначальной версии «боя без правил» многое было додумано журналистами и фанатами.

Сан Саныч сан

В многочисленных интервью Александр Карелин неоднократно рассказывал, с чего всё началось. Товарищи-борцы, стремившиеся продолжить карьеру в Стране Восходящего Солнца, уговорили его поехать и поддержать их в Японии. В шутку называли «приманкой на крючке». Сан Саныч согласился, приехал и начал тренироваться с товарищами. Те добавляли к имени отчеству Карелина суффикс «сан» – отчасти для каламбура, отчасти для выражения признательности и благодарности. Хотя можно было и не подчеркивать чрезмерное уважение к выдающемуся спортсмену. Японцы его хорошо знали и любили.

Как пишет С.Алдонин в книге «Чемпионы», почти сразу в русском тренировочном лагере появились агенты MMA и представители японского канала NHK. Они вспоминали про легендарный бой Антонио Иноки с Мохаммедом Али 1976 года и уговаривали русского атлета принять вызов мегапопулярного на то время в Японии прорестлера Акиро Маеды. Повспоминали, похихикали, да и разошлись.

Предложение Карелин всерьез не воспринял. Он, вообще, до последнего думал, что «всё шуточками и закончится», а поединка не будет. Но журналисты не унимались, агенты потирали руки, а Маеда профессионально создавал иллюзию собственной ненависти к потенциальному противнику. Публично угрожал, обзывал, оскорблял. В общем, делал всё для шоу, которого требовали организаторы поединков ММА.

Не бить людей

Когда Карелин понял, что «отскочить нельзя», начал изучать правила и выбирать технику поединка. Маеда, как неоднократный чемпион и основатель лиги боев без правил RINGS, их хорошо знал. Они ничем не отличались от правил стандартных боев без правил, но имели две особенности. Запрещалось бить противника кулаком в лицо. Для прекращения болевого приема достаточно было дотянуться и схватиться за канат, пожертвовав одним баллом.

Именно поэтому традиционного нокаута, о котором писали журналисты сразу после поединка, не было и быть не могло. Карелин не наносил прямых ударов противнику, но в итоге все-таки довел его почти до обморочного состояния. Из-за него-то Маеда и не мог самостоятельно подняться и уйти с ринга. А вот за канат Карелин один раз все-таки схватился, хотя полученных за успешно проведенные приемы баллов ему в итоге все равно хватило для убедительной победы. Случилось это на третьей минуте первого раунда, когда Маеда начал отчаянно ломать ногу Сан Саныча.

Пока 40-летний Маеда готовился к поединку в Америке, изучая приемы греко-римской и рукопашной борьбы, Карелин готовился к чемпионату России. Он был для него важнее. Он уже давно решил следовать своему неизменному правилу – не бить людей. Мастерство русского атлета позволяло ему одержать победу только при помощи приемов греко-римской борьбы. А еще – боевого духа, упорства и целеустремленности, которые классические русские борцы ценят больше техники. Именно это он и решил использовать в поединке «без правил».

Странный турнир

Организаторы объяснили Карелину дополнительные правила «странного турнира». Оказалось, что возможность нанесения ударов и использования приемов напрямую зависит от экипировки. Нет перчаток – не можешь бить по лицу. Надеваешь перчатки – можешь бить. Без них используй только захваты. В общем, берешь экипировку и правила ведения боя того единоборства, которое выбрал. Решил Карелин себе не изменять и провести поединок в технике классической борьбы.

Сначала казалось, что Маеда с его более разнообразной техникой айкидо, карате, рестлинга имеет шансы на победу. Он в первых секундах задорно нанес по ногам Карелина несколько лоукиков. Как признавался сам борец в «Вечернем Урганте» 12 сентября 2017 года, от ударов было «достаточно больно». Более того – точные приемы японца оказались неожиданными. Сан Саныч, конечно, догадывался, что тем вечером один из стоящих на ринге будет бит, но никак не предполагал, что битым будет он. И как только Карелин «решил изменить вектор поединка», увидел, как к его голове приближается нога Маеды. Получить очередное сотрясение очень уж не хотелось, поэтому, как иронично рассказывал сам Карелин, он «со страха вцепился» в Маеду. И отпускал его для легких передышек за два раунда не больше 10 раз.

Ни в деньгах счастье

Журналисты писали, что Маеда напоминал «тряпичное чучело», которое почти двухметровый атлет бросает на ринг. Пока японцы скандировали национальному герою, тот пытался выжить в поединке с «русским медведем». В итоге бой завершился по истечении времени убедительной победой Карелина. К лежащему в полуобмороке Маеде подбежали медики и тренеры. Завершить карьеру триумфом ему не удалось.

Для Карелина это был первый и последний бой в ММА. Он использовал одну из любимых своих тактик – «грузить голову соперника», в том числе прижимать подбородок к груди до тех пор, пока человек не начинает задыхаться. Карелин говорил, что Маеда ожидал от него «прихода в ноги» и «вязания рук», но не учел опасности столь простого и эффективного приема.

Одни говорили, что Сан Саныч получил за победу миллион долларов. Другие, что трехкратный призер Олимпийских игр не мог участвовать в коммерческих боях без правил, поэтому назначенный призовой фонд еще до боя аннулировали. Впрочем, деньги в этой истории совсем не имеют значения. Ведь известно, что не в них счастье.