17/03/24
Икона «Чудо Георгия о змие» Вторая половина XV в. Новгород

Небесный покровитель России: почему это Георгий Победоносец

Впервые святой Георгий в качестве государственного символа России появился в 1497 году – на лицевой стороне печати Иоанна III. При этом ранее правитель «довольствовался» львом, сражающимся со змеёй. Но что же заставило великого князя сменить небесного покровителя государства?

Конец Света ближе и ближе

Нужно отметить, что в копейщике на печати признали святого Георгия лишь спустя несколько веков. С эпохи Иоанна III никаких упоминаний о том, что на печати присутствует именно Георгий Победоносец, не сохранилось. Это обстоятельство позволило некоторым историкам утверждать, что, вероятней всего, всадник на печати – архистратиг Михаил.
Но иконографический сюжет, в котором архистратиг верхом на коне попирает дьявола, появился только в конце XVI века. До этого времени Михаил изображался пешим с мечом или копьём в руке.
Существует и третья версия. Её сторонники обращают внимание на то, что изображённый копейщик вовсе не святой (по крайней мере, на это нет никакого намёка). Следовательно, «героем» печати мог быть и сам князь.
Дело в том, что в период правления Иоанна III Великое княжество Московское находилось в ожиданиях конца Света. В 1453 году Константинополь пал под натиском турков, что славяне могли счесть за дурное предзнаменование – «начало конца». Таким образом, Иоанн III представал в образе последнего государя православного мира.
Если верить «Откровению» греческого священномученика Мефодия Патарского, то «царём-победителем» должен быть непременно кто-то из Греции. Укреплению веры в избранность Иоанна III послужил его брак с византийской принцессой Софьей Палеолог. Так русский царь превратился в грека, а, значит, и в спасителя мира.

Финансовый вопрос

В прогнозируемый момент конец Света так и не настал, что, впрочем, никак не сказалось на богоизбранности русского князя. Помогли западные астрологи, которые дали свою дату светопредставления – 1524 год.
Также можно провести параллели с эмблемой генуэзского банка Сан-Джорджо, у которого были свои интересы в Московии в XV веке. На банковском «логотипе» как раз присутствовал святой Георгий, копьём поражающий змия.
Всадник-змееносец пришёлся по душе и последователям Иоанна III. Но ни Василий III, ни Иоанн IV, ни Фёдор Иоаннович, ни Борис Годунов, ни Лжедмитрий, ни Василий Шуйский, ни Михаил Фёдорович, ни Алексей Михайлович, ни Фёдор Алексеевич, ни Пётр I не идентифицировали изображённого копейщика с Георгием Победоносцем. Впервые о конном всаднике с копьём в руках как святом заговорили в 1730 году при утверждении гербов русских городов. При каких именно обстоятельствах безымянный ранее змееборец получил имя Георгия, остаётся загадкой. Большинство историков с сожалением признают – скорее всего, этой тайне так и суждено остаться не разгаданной.