11/03/23

Неблагонадежные граждане: какие отметки они делали в своих документах в СССР

Термин «неблагонадежные граждане» вполне официально использовался представителями советских служб охраны порядка и государственной безопасности. Такие люди были нежелательными на территории крупных городов — ведь в СССР строили образцовое государство с образцовыми жителями. Были целые категории граждан, которых высылали за «101-й километр», то есть запрещали селиться в крупных городах и вблизи их.

Политическое прошлое

Вскоре после революции все жители молодой Советской Республики фактически были разделены на классы. Политическое прошлое учитывалось при приеме на работу или поступлении в учебные заведения. Перспектив у сына крестьянина или рабочего было куда больше, чем у детей кулака или промышленника.

Поэтому от своих раскулаченных и расказаченных предков многие отворачивались, желая (и способствуя тому), чтобы их документы где-нибудь удачно «затерялись». В характеристике же или личном деле ставилась «благонадежная» приписка, мол, предков и родственников среди кулаков нет. А фамилии, которые указывали на дворянское происхождение меняли на более простые и пролетарские — благо закон позволял это делать.

Дети врагов народа

Не светило ничего хорошего детям или близким родственникам врагов народа — тех, кто был осужден по антисоветским статьям. Зачастую — за счет существовавшего тогда института прописки — они оказывались навсегда привязаны к местам, где отбывали ссылку их родители. Въезд в столицу, а нередко и в  областные города, им был закрыт. Также для них существовали и запреты на право осуществлять определенную деятельность и занимать сколько-нибудь значимые руководящие посты.

Предатели и коллаборационисты

В СССР даже существовал такой анекдот, когда из двух братьев, один из которых был во время войны полицаем на гитлеровской службе, а второй — партизаном, карьеру смог сделать именно первый. Такую несправедливость своему брату он объяснял так: «Я пишу в характеристике, что у меня брат — партизан, а ты, что у тебя брат — полицай». Действительно, сотрудничество с оккупантами влекло уголовное преследование и ставило крест на карьере родственников.

Показательно, что еще во время войны, вскоре после предательства Власова, многие его однофамильцы стали указывать в документах: «Родственником генерала-предателя не являюсь». То же касалось и других одиозных личностей: Васюры, Каминского, Краснова, Шкуро и т.д.