20/10/25

Негласный кодекс Афганской войны: его почитали и «шурави», и душманы 

Любая война — это столкновение не только армий, но и систем ценностей. Афганский конфликт (1979-1989 гг.), известный своей жестокостью, не был исключением. Несмотря на ожесточенное противостояние, между советскими военнослужащими («шурави») и моджахедами сложился своеобразный неписаный кодекс поведения — набор правил, которые не афишировались, но часто неукоснительно соблюдались обеими сторонами. 

«Договорное право»

В условиях горной местности, где за каждым поворотом могла ждать засада, прямой бой был не всегда целесообразен. Это породило практику локальных договоренностей. Командиры советских подразделений (чаще всего мотострелковых или инженерных) могли через переводчиков или местных посредников договориться с полевыми командирами моджахедов о «беспрепятственном проходе» через определенный район. Взамен предлагались продукты, медикаменты или гарантия неприкосновенности самой группировки, которую неофициально называли «договорной бандой». 

Выполнение таких устных соглашений было делом чести. Если стороны договаривались, что одна уходит, а другая не стреляет, условие соблюдалось неукоснительно. Как вспоминал военный переводчик Владимир Орлов, нарушение такого «слова» считалось крайне дурным тоном и вело к полной утрате доверия. 

Исключением из этого правила были десантники (ВДВ). Они принципиально отказывались от любых переговоров с противником, предпочитая прорываться с боем, даже ценой больших потерь. Душманы знали об этом и, в свою очередь, действовали против «десантуры» с особой жестокостью. 

«Кровь за кровь»

Это было самое мрачное и жестокое правило, рожденное реалиями войны. Оно действовало в сфере обращения с пленными. Боевики часто подвергали захваченных советских солдат изощренным пыткам. Широко известной была казнь «красный тюльпан» (сдирание кожи), также практиковалось повешение на крюках и отсылка отрезанных голов в часть, где служил погибший. 

В ответ на подобные зверства советские военнослужащие, выходя из-под контроля командования, часто убивали взятых в плен моджахедов. Известны случаи, когда офицеры лично расстреливали группы пленных в отместку за убитых товарищей. Это была не санкционированная сверху, но понятная всем «война по понятиям». 

«Нейтральные зоны»

Некоторые правила диктовались не столько гуманностью, сколько практической целесообразностью и желанием сохранить ресурсы. Например, боевые действия немедленно прекращались при появлении деревенского стада. Это правило было выгодно всем: СССР демонстрировал дружелюбие к народу, а моджахеды также показывали, что заботятся о крестьянском быте. 

Существовали и другие категории «неприкосновенных» целей. С обеих сторон старались не стрелять в водоносов. Потерять человека, доставляющего воду в засушливом климате, было катастрофой для любого отряда, и за его убийство следовала немедленная месть. Своеобразный «иммунитет» также распространялся на санитаров и солдат, отправляющих естественные нужды, хотя в пылу боя эти правила, увы, часто нарушались.