13/11/18

Неонацистский заговор в немецкой армии: что сделали бы с Ангелой Меркель

На днях Федеральное управление уголовной полиции Германии раскрыло неонацистский заговор, зревший в недрах элитного подразделения бундесвера. Цель заговорщиков – посредством ряда громких политических убийств посеять в стране хаос.

По данным немецких правоохранителей, около 200 заговорщиков намерены были убить лидера Партии зеленых Клаудию Рот, министра иностранных дел Хайко Мааса, экс-президента Йоахима Гака и лидера левых Дитмара Барча. Итогом покушений должен был стать «День X», продемонстрировавший бы общественности, что закона и порядка в стране нет.

Серьезность замыслов неонацистов подтверждается обнаруженной властями сетью тренировочных лагерей на границах с Австрией и Швейцарией со складами оружия, боеприпасов, продовольствия и бензина. Сообщается, что все заговорщики входили в организацию Uniter, основанную в 1996 году для помощи немецким солдатам, воевавшим в странах Азии и Африки. Впрочем, в самой Uniter открещиваются от каких-либо связей с неонацистами.

О дальнейших планах заговорщиков полиция не сообщает. Вполне вероятно, что хаос, который образовался бы в стране после серии терактов, должен был быть использован для свержения легитимной власти и установления военной диктатуры.

Крайне правые движения стали набирать популярность в Германии после 2015 года, когда Ангела Меркель своим политическим решением дала добро на размещение в стране 1,5 миллионов беженцев из стран Ближнего Востока. Радикалы, в их числе и неонацисты, считают, что канцлер в ответе за беспорядки, которые развернулись на фоне непрекращающегося потока мигрантов.

Особенно резонансным стало убийство 35-летнего немца в Хемнице в августе этого года. В преступлении обвинили двух выходцев из Сирии и Ирака. Событие спровоцировало многотысячные манифестации, в ходе которых демонстранты скандировали антимигрантские лозунги и угрожали приезжим. В отношении 10 участников акции власти возбудили уголовные дела.

Ангела Меркель назвала преступление в Хемнице «ужасным инцидентом», но при этом заявила, что считает протесты неприемлемыми. Пока Меркель пытается затушевать проблему, связанную с мигрантами и призвать сограждан проявить к беженцам толерантность, другие официальные лица страны почти открыто попустительствуют радикализации немецкого общества. Так, глава контрразведки ФРГ Ханс-Георг Маасен, завил, что не видит никаких противоправных действий в отношении мигрантов в Хемнице.

Напомним, что пропаганда нацизма в Германии карается согласно параграфу 86а уголовного кодекса, который предусматривает штраф в размере трех тысяч евро и тюремный срок до трех лет. Под запретом находятся нацистская литература, символика, приветствия, речевки и портреты Гитлера. Хотя в 2016 году на прилавках книжных магазинов немецких городов можно было найти «Майн кампф» с комментариями историков, который быстро стал бестселлером.

Популяризируемый сегодня неонацизм пустил глубокие корни в немецком обществе, в том числе и в вооруженных силах. Недавно в казармах бундесвера были обнаружены артефакты периода Третьего рейха – плакаты, каски, вооружение вермахта. А весной 2017 года в армейских рядах раскрыли готовящийся теракт, который должен был спровоцировать усиление ксенофобии в обществе.

Издание Focus сообщает, что число активных членов неонацистских организаций в Германии достигает 16 тысяч человек. Немецкое руководство всерьез обеспокоено, так как в любой момент борцы за «новый порядок» способны поднять вооруженный мятеж, вовлекая в свои ряды многочисленных противников действующей власти.

Но Ангела Меркель должна опасаться не столько радикалов, сколько политической оппозиции, которая уже не первый год поджимает лидера христианских демократов. Речь в первую очередь о правой партии Альтернатива для Германии (АдГ), которая оказывает серьезное давление на правительство с целью пересмотра позиции по мигрантам. Поддержку АдГ, в частности, выразил министр внутренних дел ФРГ Хорст Зеехофер, предложив полностью закрыть доступ беженцам в страну.

Уже известно, что Меркель покинет свой пост в 2021 году, однако около 55% респондентов уверены, что до окончания своего срока она не доработает. На место канцлера пророчат однопартийца Меркель, заместителя министра финансов ФРГ Йенса Шпанна. При этом отношение к проблеме беженцев у соратников противоположное. В частности, Шпанн критикует Меркель за ее намерение не устанавливать верхнюю планку количества принимаемых мигрантов.

В оппозиции всерьез рассчитывают на то, что канцлер досрочно покинет занимаемую должность. Сопредседатель АдГ Александр Гауланд называет действия Меркель «волюнтаристскими» и грозится создать специальную комиссию по расследованию уже не первый год проводимой «политики открытых дверей».

Очевидно, что досрочный уход Меркель с поста председателя Федерального правительства Германии никак не поспособствует улучшению политического микроклимата в стране и разрешению миграционного кризиса. Немецкое издание Handelsblatt выражает мнение, что ни один другой глава правительства в ЕС не столкнулся с тем количеством проблем, в том числе и общеевропейских, которые пришлось решать Меркель: ее уход будет иметь серьезные последствия как для Германии, так и для Европы.

Отставка Меркель также скажется на отношениях Берлина и Москвы. По мнению политолога Андрея Кортунова, новому канцлеру будет сложнее справляться с противодействием Вашингтона совместным немецко-российским энергетическим проектам.

Сегодня Ангела Меркель едва ли не единственный в Европе крупный политик, который убежден, что без участия России ни одна серьезная проблема в мире не может быть решена. Те, кто претендует на место Меркель не только не солидарны с ней в этом вопросе, но и проводят явную антироссийскую линию.

Более того, и упоминаемый выше Йенс Шпанн, и член президиума ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр, и бывший глава фракции христианских демократов Фридрих Мерц являются сторонниками трансатлантического партнерства. Шпанн, к примеру, имеет серьезную поддержку со стороны республиканцев и находится в хороших отношениях с американским послом в Берлине.

Надежда на потепление российско-немецких отношений возможна лишь в том случае, если правительство Германии возглавит кто-либо из сторонников евроскептицизма. Это могут быть как правые, так и левые. Евроскептики уже неоднократно заявляли, что считают антироссийские санкции ошибочными.