На войне как на войне. С тех пор, как население планеты увеличилось настольно, чтобы вступать в конфликты за ресурсы и территорию, война стала постоянным спутником человечества. С древнейших времен люди уничтожали друг с друга самыми изощренными способами, в соответствии с уровнем развития науки и техники. Однако все прекрасно понимали, что рано или поздно наступит мирное время, до которого хотелось бы дожить. Поэтому даже такое беспощадное явление как война люди всегда пытались загнать в определенные рамки. Вторая Мировая война, самый разрушительный конфликт в человеческой истории, знает немало примеров того, как солдаты, выполняя приказы командиров, вели боевые действия, соблюдая еще и неписаные правила военного этикета.
Гуманная война
Одну из первых попыток создать своеобразный регламент войны можно встретить в древнеиндийских законах Ману. В них предписывалось не только сохранять жизнь и имущество мирных жителей, но и не вмешиваться в порядки захваченной страны. Были свои правила и для непосредственных участников боевых действий. Им запрещалось убивать сдавшегося или неспособного защищаться противника, а также использовать определенные виды вооружений, например зазубренные и отравленные стрелы. Можно с большой долей уверенности сказать, что эти законы далеко не всегда соблюдались, однако сама попытка создать обычаи войны говорит о том, что вопросы гуманизации боевых действий волновали людей более двух тысяч лет назад. Подобные правила существовали и в Древнем Египте, Китае, а также входили в самурайский кодекс Бусидо в Японии.
Средневековая Европа тоже знает попытки регламентировать ход военных действий. Война никогда не начиналась без предупреждения, за исполнением любых договоров следили строго. Личность герольда считалась неприкосновенной, а рыцарь, сдавшийся в плен, мог рассчитывать на пребывание на чужбине в соответствии со своим статусом. После уплаты выкупа родовитый пленник мог сразу отправиться домой. Внесла свою лепту в гуманизацию войны и католическая церковь. Руководствуясь правилом, что негоже христианам без надобности лить христианскую кровь, святой престол призывал достойно относиться к гражданскому населению неприятельских земель. Тем не менее законы рыцарской чести не распространялись на мужицкое сословие. Топтать безродную пехоту на поле боя, а также вешать подозрительных простолюдинов считалось среди рыцарей вполне законной практикой. Законы христианской войны никоим образом не распространялись на иноверцев. Во время крестовых походов как против мусульман в Святой Земле, так и против балтийских язычников, европейские рыцари не знали жалости к покоренным. Собственно, одним из результатов такой политики стало исчезновение с мировой арены народа пруссов.
С появлением на полях сражений стрелкового оружия вопрос о войне по правилам встал еще более остро. Первой официальной попыткой регламентировать поведение солдат стал так называемый Кодекс Либера. В 1863 году американский профессор немецкого происхождения Франц Либер составил полевую инструкцию. Он сам сражался на стороне Пруссии во время Наполеоновских войн, был ранен под Ватерлоо, и уже в Америке стал свидетелем ужасов гражданской войны.
Любопытно, что инициатором гуманизации войны в Европе была именно Российская империя. Александр II, а позже его внук Николай достаточно много сделали для обеспечения мира на континенте. В 1874 году в Брюсселе, а затем в 1899 и 1907 годах в Гааге состоялись международные конференции, на которых был принят ряд важных решений. В частности, запрещалось метание снарядов с воздушных шаров, использование отравляющих газов, а также сплющивающихся и разворачивающихся пуль. Однако, как показала дальнейшая история, никакие благие намерения не смогли предотвратить две мировые войны, случившиеся менее чем за полвека.
Неписанные правила
Когда не могут договориться политики, солдатам приходиться самим создавать неписанный кодекс поведения на поле боя. Ведь война войной, а такие вещи, как прием пищи, сон, естественные нужды люди всех национальностей одинаково хотят справлять хотя бы в минимально комфортных условиях. Поэтому одним из главных неписанных правил как Второй Мировой войны, так и последующих конфликтов, был запрет убивать противника, отошедшего в укромное место по «зову природы». Причем все дело было вовсе не в жалости. Ведь подло убив вражеского солдата за таким занятием, можно было гарантированно рассчитывать на ответ и подвергнуть опасности уже своих собственных товарищей.
Подобные правила существовали и для водоносов в условиях взаимной нехватки воды. Причем, даже если открыть огонь приказывал находящийся рядом командир, то солдат прекрасно понимал, что в этом случае лучшим решением будет промахнуться. Умудрялись противники договориться и о безопасном посещении склада или погреба, если таковой находился на нейтральной территории.
Были свои неписанные правила и у определенных родов войск. Так, в одном из фильмов эпопеи «Освобождение» мы видим сцену, когда два горящих танка, советский и немецкий, заезжают в реку. Из них выскакивают танкисты и немедленно вступают в рукопашную схватку. Однако Герой Советского Союза Владимир Бочковский, который подбил 36 вражеских машин и сам горел в танке пять раз, весьма скептически отзывался об этом эпизоде. Не раз побывав в подобных ситуациях, он рассказывал, что танкисты, как правило, первым делом стремились потушить свой танк, после чего просто разъезжались в разные стороны и продолжали бой.
Важно упомянуть и то, что определенные категории людей на войне находились в «группе риска». Так, если немцы сразу расстреливали пленных комиссаров, то в Красной Армии не церемонились с эсэсовцами. Бывало, что под раздачу попадали и обычные танкисты, а на заключительных этапах войны — моряки, вынужденные воевать на суше. И первых и вторых порой принимали за эсэсовцев из-за черной униформы.
И, конечно же, ни по одну сторону линии фронта не любили снайперов. Мало того, что стрелявший из укрытия снайпер мог цинично выбирать жертву, ни разу не ходил в рукопашную и не кормил вшей в окопах. Неосторожный выстрел мог спровоцировать огонь артиллерии противника, что порой лишало обычных окопных солдат столь долгожданного отдыха в часы затишья. Поэтому в плен снайперов не брал никто. Так, воевавший в Европе американский генерал Омар Брэдли дал своим подчиненным прямое указание немецких снайперов в плен не брать.