23/12/22

«Неприкосновенность» Ельцина: почему указ об его иммунитете отменили

Иммунитет Борису Ельцину был предоставлен Указом Владимира Путина прямо в день отставки президента, 31 декабря 1999 года. Однако спустя некоторое время этот указ был отменен. Впрочем, о том, что это случится, упоминалось в тексте самого документа.

Два указа в один день

31 декабря 1999 года российский лидер Борис Николаевич Ельцин издал Указ No 1761 «Об исполнении полномочий Президента РФ», которым объявил, что с полудня прекращает исполнять полномочия Президента РФ и с этого момента обязанности Президента РФ будет исполнять Владимир Владимирович Путин. Впрочем, Евгения Рогожина, автор монографии «Принципы и технологии моделирования политического лидерства в современной России», считает, что имя преемника было фактически названо Ельциным еще 9 августа того же года после подписания указа о назначении Путина исполняющим обязанности премьер-министра.

Как бы то ни было, в день отставки Бориса Ельцина Владимир Путин издал Указ об иммунитете первого президента России и его родственников от любых преследований «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Прежний президент и те, кто входил в состав его семьи, согласно документу, не могли подвергаться аресту, обыску (осмотру), допросу. Их запрещалось привлекать к юридической ответственности (по уголовным или административным статьям). Мало того, неприкосновенность президента, который больше таковым не являлся, касалась и используемых им строений и транспорта, средств коммуникации, документов, клади (багажа), корреспонденции.

Новый закон

Однако в феврале 2001 года Указ Владимира Путина был отменен. Для того, чтобы Указ, гарантировавший предыдущему президенту и его близким иммунитет, утратил силу, Путин подписал соответствующий правовой акт. И это было сделано не просто так. Историк Рудольф Пихоя, автор издания «Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин», Указ об иммунитете руководителя страны, покинувшего пост, просто превратился в специальный Федеральный Закон от 12 февраля 2001 года с аналогичным названием. Впрочем, еще в указе 1999 года обращалось внимание на его временный характер: «до принятия соответствующего федерального закона».

Текст Федерального Закона 2001 года, действующего до сих пор, но уже в редакции от 22 декабря 2020 года, тоже не слишком отличается от текста Указа 1999 года, по крайней мере, в части, посвященной неприкосновенности ушедшего со своего поста президента России. Так, Федеральный Закон по-прежнему гарантирует экс-главе государства, который прекратил выполнять свои обязанности, неприкосновенность строений, которые он занимает, транспорта и средств коммуникации, которыми он пользуется. Неприкосновенными являются также документы, кладь и корреспонденция. Прежнего президента России также не разрешается привлекать к упомянутым выше видам юридической ответственности.

Лишение неприкосновенности

Между тем, следует отметить, что в современном Федеральном Законе «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» перечисляются обстоятельства, которые могут привести к утрате прежним президентом России своего неприкосновенного статуса.

Об этом в Указе 1999 года не было сказано ни слова. Мария Липчанская, Галина Комкова и Евгений Колесников, авторы учебника «Конституционное право Российской Федерации», отмечают, что, согласно закону 2001 года, экс-президент лишается неприкосновенности исключительно по обвинению в госизмене или совершении преступных деяний высокой степени общественной опасности.

В этом случае, как гласит закон, нижняя палата – Госдума – должна выдвинуть обвинение в адрес президента, подкрепленное заключением Верховного Суда РФ об имеющихся в действиях главы страны признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о том, что установленный порядок выдвижения обвинения не нарушен.

Мало того, предложение об этом может исходить только от депутатской группы, включающей в себя не меньше чем 1/3 от всего числа членов Госдумы (150 депутатов). Предложение инициативной группы из Госдумы должно быть принято голосованием. Для этого необходимо, чтобы 2/3 депутатов палаты проголосовали «за» (300 депутатов).