Адам – легендарный прародитель человечества. О нем сложено бессчетное количество легенд и преданий. Однако вряд ли кто-либо возьмется утверждать, какие из них ближе к истине.
По мнению талмудистов, для сотворения тела Адама Творцом был использован прах из Вавилона, для головы – из Израиля, для остальных органов – из других стран. Согласно еще одному взгляду законоучителей Талмуда, первый человек на земле был бесполым существом, имевшим мужские и женские признаки – андрогином. Некоторые толкователи утверждают то, что на двуполость Адама прямо указано в Ветхом Завете: «И сотвори Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотвори его; мужчину и женщину сотвори их» (Быт. 1:27). И лишь затем, согласно данной точке зрения, Господь отделил женщину от бока мужчины (слово צלע на иврите означает не только «ребро», но и «сторону»).
В учении гностиков под Адамом понимается не просто первочеловек, а божественное существо, явившееся прототипом для всего человечества. Однако после грехопадения Адам потерял свою божественность, а вместе с ней и вечную жизнь. Из этого постулата возник миф о другом зачинателе рода человеческого – Адаме Кадмоне, который стал своего рода связующим звеном между беспредельным Богом и ограниченным человеком. В учении каббалистов Адам Кадмон – один из главнейших символов алхимии, совершенный человек: он понимал все языки мира и знал судьбы всех людей.
Отцы Церкви отрицали существование двух Адамов, однако признавали двойственную природу нашего праотца. Так, апостол Павел указывал на несходство земного и небесного Адамов, что подчеркивало антагонизм тленного и вечного: одна сторона его связана с падшей человеческой душой, другая – с благодатью и бессмертием, которые принес нам Христос (Еф. 4:22). Примечательно, что по церковному учению Христос во всем был подобен первому человеку, кроме греха.
В понимании гностиков мир изначально был совершенен, но затем явился злой Демиург и стал, подражая Создателю, творить собственную материальную вселенную, нарушившую первоначальную гармонию. Изменению Демиург подверг и Адама, который превратился в дурную копию божественного создания – теперь он стал человеком-животным, ведомым лишь эмоциями и инстинктами.
Американский философ-экзистенциалист Йонас Ганс, трактуя гностическую идею, писал, что совращение Адама – «злой умысел Тьмы, направленный против оригинала. Отныне борьба между Светом и Тьмой сосредотачивается на человеке, который становится главной наградой и в то же время основным полем битвы двух сражающихся партий».
По словам гностиков, инструментом совращения Адама стала Ева, склонившая его к совокуплению и дальнейшему размножению. Они называют это «самой грандиозной затеей в стратегии Сатаны».
В каббалистической теории и иудейских апокрифических текстах встречается история, согласно которой Ева не была единственной супругой Адама. Ей предшествовала Лилит, созданная Богом из грязи и ила, чтобы скрасить одиночество первого человека. Однако Лилит не пожелала подчиняться мужу, возомнив себя равным ему творением. Обернувшись ночным призраком, она сбежала от суженого. Недолго продержалась с Адамом и Ева.
Талмудисты, опираясь на слова из книги Бытия (Быт. 5:3), приходят к выводу, что Адам после первородного греха расстался с Евой на долгие 130 лет. Чем же он занимался целое столетие? Толкователи Талмуда полагают, что он совокуплялся с демонами женского пола, у которых от него рождались «по образу и подобию» злые духи. Очевидно, одной из таких демониц была и Лилит – именно от нее, согласно талмудистам, происходит все зло, терзающее человеческий мир.
Во многих богословских традициях местом захоронения Адама принято считать Голгофу, где позднее был распят Иисус. Греческий христианский теолог Ориген Адамант в совпадении мест погребения Прародителя и смерти Спасителя человечества видел божественный промысел. Об этом писал и апостол Павел: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (Кор. 15:21-22).
Сирийское апокрифическое сочинение «Пещера сокровищ» (VII век) рассказывает, как происходило погребение Адама. Перед началом Всемирного потопа Ной взял с собой в ковчег останки первого человека, позднее он поручил своему сыну Симу захоронить череп Адама на месте будущего Иерусалима, который называют пупом земли. Именно поэтому христиане говорят, что кровь распятого Христа омыла череп Адама.