20/11/24

Николай Бухарин: человек, которого Ленин называл сыном

У Бухарина уникальная и трагическая во многом судьба. Он не был типичным большевиком, не воевал на фронтах Гражданской, но из всех соратников был одним из самых крупных профессионалов революции. Он был очень живым человеком, Ленин называл его «любимцем партии». Бухарин был великолепным оратором, что очень ценилось, но при этом в живом человеческом общении был очень открыт, много шутил. Про него говорили, что он больше похож на святого, чем на революционера. Он был на «ты» со всеми. Его уважали, любили и боялись, как боятся всякий неординарный ум.

«Сын Ленина»

В последние свои дни Ленин называл Бухарина сыном. Он фактически умер на его руках. Их связывали долгие, тесные, почти дружеские отношения. Бухарин - тот человек, который позволял себе не соглашаться с Лениным.

Они спорили при встречах и в своих работах, но это был поединок равных. Ленин безмерно ценил Бухарина и держал при себе. И как друга, и как главного врага. Николаю Бухарину удавалось даже быть третейским судьёй в спорах Троцкого и Ленина. Он говорил, что их дискуссии напоминают спор человека, называющего стакан стеклянным цилиндром, и человека, называющего тот же стакан инструментом для питья. Ленин использовал пример Бухарина со стаканом для изложения некоторых взглядов марксизма, не понятых, с его точки зрения, Троцким и Бухариным. Рассуждение получило название «Диалектика стакана». Ленин познакомил Бухарина со Сталиным. Бухарин помог написать Сталину работу по национальному вопросу, ту самую работу, которая ляжет в основу его курса.

Троцкий был ещё одним «заграничным» другом Бухарина. Они познакомились в Америке, где совместно выпускали журнал. На революцию они оба «опоздали». Ленин доехал быстрее. Но в отличие от Троцкого Бухарин не стремился к абсолютной власти. Их пути начали расходиться сразу по возвращении. Троцкий сначала «гнул» военный коммунизм и мировую революцию, в чем Бухарин даже поддерживал друга, но если Троцкого «заело» на этих идеях, то Бухарин был более динамичен в своих воззрениях. Окончательно разошлись они во время НЭПа. Бухарин видел, что политика НЭПа приносит свои плоды, что страну сейчас не нужно в очередной раз «вздыбливать», это может её разрушить. Троцкий же был непреклонен. В итоге, Бухарин оказался тем человеком, кто организовал ссылку Троцкого. Ничего личного. Только революция.

Талант

Бухарин был талантливым журналистом. В Россию из эмиграции он вернулся, имея хорошую журналистскую подготовку. Он выпускал в Нью-Йорке журнал «Новый мир». Бухарин много лет был редактором «Известий» и «Правды». Он прошел хорошую школу пропаганды и мастерски владел форматами. Бухарин был известен как специалист не только в советской России, но и за рубежом. Шутка ли - инициатор и редактор Большой Советской энциклопедии... У французского интеллектуала Андре Мальро был проект поставить Бухарина во главе редакции неосуществлённой международной «Энциклопедии XX века». Это не удивительно: Бухарин в совершенстве владел несколькими языками и обладал энциклопедическими знаниями.

Бухарин был одним из самых образованных людей своего времени. Он много и плодотворно общался с литераторами, дружил и работатал с Горьким и Пастернаком. Очень ценил Мандельштама. Именно Бухарин выразил поддержку арестованному поэту, и расстрел ему заменили ссылкой. Сложные отношения у Бухарина были с Есениным. Одно время он считал его «вредным» поэтом, выражающим в своем творчестве все худшее, что есть в русском человеке. Смягчил свое отношение к Есенину Бухарин уже после самоубийства поэта, которое Николай Иванович, конечно, осудил. Бухарин многое сделал для русской культуры. Он видел в Пастернаке «голос вне хора» и признавал за ним гениальность. Показательный факт: Мандельштам на допросах перечислил всех, кому он читал своё стихотворение о Сталине (за которое и был осужден), но в протоколах допросов нет фамилии Пастернака. Нет её там как раз по причине любви Николая Бухарина к поэзии Пастернака.

Виноватый без вины

Бухарин прекрасно понимал, за что его арестовали. Понимал он и то, что живым ему из процесса не выйти. О чем он просил - о морфийной чаше, хотел умереть достойно, не как предатель у стенки, а как Сократ. В этой просьбе ему было отказано. Бухарин был объявлен одним из главных подрывников-изменников, участником «Антисоветского правотроцкистского блока». Бухарин не признал ни одного эпизода, говорил только, что «чудовищность моих преступлений безмерна». О пощаде он не просил, он слезно просил о встрече с семьей, говоря, что это «в интересах дела и в его официальной интерпретации». Он слишком хорошо знал систему, чтобы пытаться противостоять ей, он прекрасно знал, что оказался в жерновах, которые сам же и запустил.