Николай Елизаров: как семья Ленина воспитала президента Тайваня

Президентом Тайваня в 1978 году был избран Цзян Цзинго, старший сын Чан Кайши. Впрочем, раньше, когда Цзинго жил в Советском Союзе, его звали Николаем Елизаровым. Фамилию будущий политический лидер позаимствовал у родной сестры Ленина, которая взяла его под свое крыло.

Переезд в Советский Союз

При рождении Николая Елизарова звали Цзян Цзинго. Впрочем, грамотнее было бы писать Чан Цзинго или Цзян Кайши. Однако в России почему-то принято писать фамилии отца и сына по-разному. Действительно, Цзян Цзинго, появившийся на свет в 1910 году в Фэнхуа, был старшим сыном известного китайского военного и политического деятеля Чан Кайши. Как пишет в своей книге «Мост шпионов. Реальная история Джеймса Донована» Александр Север, вскоре после рождения мальчика Чан Кайши развелся со своей женой Мао Фумэй. Самого Цзяна в 1922 году родители отправили на учебу в Шанхай. Однако подросток там не задержался.

Спустя 3 года, когда, как отмечает в издании «Китайцы на Среднем Урале в конце XIX – начале XXI в.» Михаил Каменских, отношения между СССР и Гоминьданом (консервативной политической партией Китая) были еще дружескими, Цзяна Цзинго решено было направить для получения дальнейшего образования в Москву. Будущий президент Тайваня стал студентом Коммунистического университета трудящихся Китая, который окончили многие китайские политики, в том числе фактический руководитель Китая до 1990-х годов Дэн Сяопин. Кров Цзяну Цзинго предоставила старшая сестра Владимира Ленина, Анна Ильинична Ульянова-Елизарова.

Жизнь на чужбине

К тому моменту Анна Ульянова уже много лет была замужем за революционером Марком Елизаровым. Они поженились, как утверждает Николай Зенькович, автор издания «Самые секретные родственники», в 1889 году, когда Елизаров был еще студентом. Собственных детей у супругов не было, однако они взяли приемного ребенка, сына дворника Георгия Лозгачева. Мальчик обрел новых родителей в 1911 году, когда ему исполнилось 5 лет. Поэтому Цзян Цзинго стал по сути вторым воспитанником сестры Ленина и ее мужа. Примечательно, что, по словам Вячеслава Молотова, «из родственников Ленина, пожалуй, Анна Ильинична лучше других была».

Неудивительно, что преисполненный благодарности сын Чан Кайши предпочел называться Николаем Елизаровым. Впрочем, тогда китайцы, обучавшиеся в Советском Союзе, как правило, брали русские имена и фамилии. Как бы то ни было, Цзян Цзинго неплохо освоился в чужой стране. Если верить Борису Сафронову и Юрию Лосеву, авторам издания «История новейшего времени», после окончания вуза Николай Елизаров был направлен в Казанское танковое училище, а после — в Военно-политическую академию в Ленинграде. При этом Цзинго трудился на советских заводах, в том числе на «Уралмаше». Там судьба и свела его с будущей женой, токарем Фаиной Вахревой.

Возвращение на родину

В 1936 году у Цзяна Цзинго и Фаины Вахревой родился первенец. Вот только спокойной семейной жизни не получалось. В тот период подверглись репрессиям многие знакомые Цзинго, а потом, как пишет Леонид Млечин в своей книге «26 главных разведчиков России», был взят под стражу и сам Цзян. Тогда же китайцы арестовали резидента военной разведки Якова Бронина. По утверждению Млечина, именно Бронина обменяли на Цзяна Цзинго. Благодаря этому обстоятельству в 1937 году молодая семья уехала в Китай. На родине карьера бывшего Николая Елизарова складывалась вполне успешно. Правда, после Второй мировой войны правительство Чан Кайши пало, а сам он бежал на Тайвань, но зато его сын возглавил министерство внутренних дел.

В 1975 году Чан Кайши скончался. Тогда же председателем Гоминьдана и стал Цзян Цзинго, а через 3 года он был избран и президентом Тайваня. На этом посту Цзинго оставался до самой смерти, то есть до 1988 года. По словам Ю.М. Галеновича, автора издания «Китайские метаморфозы», именно в годы правления Цзяна Цзинго на Тайване начались быстрые преобразования. Ему удалось провести модернизацию экономики, создать базу собственной тяжелой индустрии, а с начала 1980-х годов осуществить прорыв на рынок высоких технологий. В 1986 году Цзинго отменил закон о чрезвычайном положении, что означало восстановление основных демократических свобод. Правда завершить процесс перехода к полноценной демократии президент не успел: этим занялся уже его ученик и преемник Ли Дэнхуэй.