27/07/22

«Новая граница Третьего рейха в СССР»: какую часть Советского Союза Гитлер не планировал захватывать

Изначально Гитлер не планировал захватывать всю территорию Советского Союза. Часть страны должна была превратиться в сырьевой придаток «Великой Германии», другая, ввиду ее необъятности, временно отводилась для уцелевших советских граждан.

Для германских нужд

Вопросы, касающиеся использования Германией оккупированных территорий СССР, принято связывать с «Генеральным планом Ост». Этот проект за период с 1940 по 1942 год претерпел множество изменений и являл собой теоретический фундамент колонизации и германизации советских земель.

Один из вариантов «Генерального плана Ост» был представлен в мае 1942 года сотрудником Главного управления имперской безопасности, ученым-аграрником, оберфюрером СС Конрадом Мейер-Хетлингом. Этот документ удалось обнаружить в западногерманских архивах лишь в конце 1980-х. Однако понадобилось еще тридцать лет, чтобы его смогла увидеть общественность.

Неизвестно, какой поворот получил бы Нюрнбергский процесс, если бы этот план попал в руки обвинителей в 1945 году. Как известно, одним из главных доказательств существования плана на Нюрнбергском процессе были «Замечания и предложения "Восточного министерства" по генеральному плану "Ост"», написанные Эрхардтом Ветцелем, юристом и одним из главных специалистов еврейскому вопросу.

Ветцель, в частности, предлагал ликвидировать около 60% русских, 25% белорусов и 50% украинцев в европейской части Советского Союза, а уцелевших несколько десятков миллионов человек вместе с представителями других восточнославянских народов отправить за Урал.

Для рейхсминистра внутренних дел Германии Генриха Гиммлера уничтожение славян также было в числе приоритетных задач. В рамках «Плана Ост» он рассчитывал уменьшить число советских славян примерно на 25—30 млн человек, а также принять меры по ограничению рождаемости: поощрять аборты, популяризировать контрацепцию, не бороться с детской смертностью. Оставшимся в живых была уготована одинаковая судьба — обслуживать германских колонизаторов.

В июле 1942 года Гитлер, комментируя окончательный вариант «Генерального плана Ост», писал, что «излишки славян» ему не нужны, пусть умирают те, кто слаб, и работают те, кто в состоянии это делать. Опасны для Гитлера были не только плодовитые, но и образованные славяне, «достаточно, если они будут уметь считать до ста», — читаем мы в директиве фюрера.

Оккупированные территории СССР, по замыслу нацисткой верхушки, должны были выступать в качестве сырьевой и продовольственной базы рейха. Гитлеру нужны были Кольские рудники, Донбасский уголь, Кавказская нефть, плодородные почвы Черноземья. Однако сельское хозяйство и промышленность на оккупированных территориях СССР требовались лишь в объемах способных удовлетворить нужды германской экономики.

Область колонизации, согласно «Генеральному плану Ост», должна была охватить 364 231 км². В нее входили 36 опорных пунктов и три административных округа в районах Ленинграда, Белостока и Крыма. Здесь планировалось создать поселенческие хозяйства площадью от 40 до 100 га и крупные агропромышленные комплексы на площадях не менее 250 га. Количество переселенцев германским руководством оценивалось примерно в 5,5 млн человек, финансовые расходы — в 65 млрд рейхсмарок.

Линия «А-А»

Итогом операции «Барбаросса» по замыслу немецкого командования должен был стать выход войск на линию Волга — Северная Двина к концу октября 1941 года, что означало полный захват европейской части СССР. Нацисты полагали, что территории, находящиеся за Уралом, подчинять не придется, так как они автоматически отойдут победителю.

Впрочем, граница между западной и восточной частью СССР все же была намечена. Она проходила по условной линии «А-А» (Астрахань-Архангельск), которую на случай сохранения Советами сил планировали превратить в мощный оборонительный вал заграждений от «Азиатской России». Немецкий юрист и писатель Генри Пикер утверждал, что Гитлер рассматривал вариант создания подобия Великой Китайской стены.

Европейская часть Советского Союза должна была управляться рейхскоммисариатами Московия, Украина и Кавказ. Администрирование территорий за Уралом, где могли бы сохраниться «излишки» советских граждан, первоначально не планировалось. Впоследствии руководство рейха решило, что со временем удастся окончательно захватить СССР и сомкнуться на Дальнем Востоке с Японией. В этом случае граница Третьего рейха с Японской империей проходила бы по Енисею, затем через Саянский хребет двигалась бы к Тыве. Здесь были запланированы еще три рейхскоммисариата: Урал, Западная Сибирь и Нордланд (арктические территории к востоку от Архангельска).

И все же в «Генеральном плане Ост» отсутствовала конкретика по использованию восточных территорий СССР. Гитлером Сибирь воспринималась как один из символов могущества Советского Союза, однако в Восточном министерстве понимали, что на эксплуатацию важнейших с точки зрения промышленности районов, по площади равных тридцати Германиям, необходимо огромное количество рабочей силы и высококвалифицированных кадров, которые нацисты намеревались привлечь сюда из стран Восточной Европы, однако этим планам не суждено было сбыться.

До октября 1941 года в Германии верили, что сценарий захвата и раздела СССР все еще осуществим. Даже выступление Геббельса, предложившего отправить на Восточный фронт дополнительные партии теплой одежды, не были восприняты всерьез. Однако ближе к зиме стало ясно, что операция «Барбаросса» обречена на провал. Война затягивалась, а нацистам не удалось взять ни Ленинград, ни Москву, ни даже Мурманск. К середине 1942 года немцы основательно увязли и на южном направлении. О «Плане Ост» вспоминали все меньше и меньше, в конце концов он и вовсе ушел из сферы интересов немецкого командования, которое было озабочено решением совершенно иных задач.