29/10/22
ФОТО: Ebrahim Noroozi/AP/TASS

Новый гимн Афганистана: что в нём говорится о русских солдатах

В 2021 году, после 20-летней войны, власть в Афганистане вернуло себе радикальное движение «Талибан»*. Первым делом талибы изменили официальное название и государственную символику страны. В гимне Исламского Эмирата Афганистан теперь поётся о победе над русскими – советским «ограниченным контингентом», воевавшим в этой стране в 1979-1989 годах.

«Могила для русских»

Захватив Кабул в августе 2021 года, талибы сменили трёхцветный флаг Афганистана на белое полотно с надписью-шахадой, а также ввели герб с изображением михраба (ниши в мечети) и раскрытого Корана. Всё это не новодел – аналогичная символика использовалась правительством «Талибана» в 1996-2001 годах, когда существовал первый Исламский Эмират Афганистан. А вот гимн страны в те годы официально не употреблялся. По мнению ряда толкователей Корана, музыка расценивается как харам (деяние, запрещённое шариатом). Но с 2021 года правители талибов решили дозволить в качестве фактического гимна эмирата нашид – песнопение без сопровождения музыкальных инструментов. Нашид под названием «Это дом храбрых» (Dā də bātorāno kor) известен с конца 1990-х годов.

Ранее он уже служил неофициальным гимном движения «Талибан», пропагандисты движения передавали его по радио перед официальными выступлениями. В 2013 году нашид исполнялся на церемонии открытия офиса «Талибана» в Катаре.
Песнопение «Это дом храбрых» исполняется на языке пушту, есть также версия на дари – языке афганских таджиков. В интернете распространены записи нашида в исполнении члена «Талибана» муллы Факира Мухаммада Дарвеша. Новый гимн Афганистана исполняется а cappella, то есть исключительно голосом – это единственный подобный пример среди стран мира.

Парадоксально, но по сравнению с гимном Исламской Республики Афганистан, использовавшимся в 2006-2021 годах, новый гимн выглядит менее религиозным – в нём даже нет упоминаний Аллаха.

Автор текста нашида «Это дом храбрых» неизвестен, но, похоже, им был человек, не чуждый «романтике войны». Основная идея песнопения сводится к защите родины, обагрённой кровью павших за неё бойцов:

Мы защищаем его своей кровью, это дом мучеников!
Это дом храбрых, это дом храбрых!

Мучениками в контексте ислама называются шахиды – воины, погибшие за ислам. А вот конкретные враги Афганистана названы в третьем куплете:

Дорогая моя родина, я положил свою жизнь ради тебя!
Дивный мой луг, я положил свою жизнь ради тебя!
Став свободным от англичан, он стал могилой для русских!
Это дом храбрых, это дом храбрых!

В начале третьей строки подразумеваются события трёх англо-афганских войн XIX и начала XX веков. Несмотря на потерю части территории, Афганистан тогда остался свободным от британских колонизаторов. Вторая часть строки посвящена интервенции Советской Армии 1979-1989 годов. Генсек Леонид Брежнев послал воинов-интернационалистов на выручку социалистическому режиму ДРА в борьбе с моджахедами-исламистами. Несмотря на то, что в составе советского контингента были представители самых разных национальностей СССР, автор нашида объединил их всех под словом «русских».

События Афганской войны оставили столь глубокое историческое впечатление, что советские солдаты упоминаются ещё раз в последнем, четвёртом куплете гимна:

Посмотри на груды черепов, вот, что осталось от русских!
Бесплодны оказались все враги, бросили они свои надежды!
Теперь каждый узнал, это дом афганцев!
Это дом храбрых, это дом храбрых!

В реальности ни о каких «грудах черепов» речи, конечно, идти не могло. Большинство тел погибших в Афганистане советских бойцов было отправлено в СССР в запаянных цинковых гробах. Однако останки некоторых убитых в отдалённых местностях солдат отыскать не удалось. Так что черепа этих людей, вполне возможно, всё ещё лежат среди афганских гор и пустынь.

Официальных комментариев дипломатии РФ по поводу негативных упоминаний русских в новом гимне Афганистана пока что не прозвучало. Хотя «Талибан» остаётся в России официально признанной террористической организацией, летом 2021 года министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал талибов «вменяемыми людьми». Тем не менее, дипломатического признания новых властей Афганистана со стороны России тоже не последовало. РФ требует от талибов соблюдения прав человека и создания инклюзивного правительства с участием других политических сил страны.

Талибы и «шурави»

Как видно по тексту гимна, талибы опираются на традиции моджахедов времён Советской войны в Афганистане. Движения «Талибан» в ту пору ещё не существовало, однако лидеры талибов ведут политическую «родословную» от двух повстанческих группировок – «Исламской партии Афганистана» Юнуса Халеса и «Движения исламской революции Афганистана» Мухаммеда Наби Мохаммади.

Вожди «Талибана» мулла Мухаммад Омар и Ахтар Мансур в 1980-х годах сражались против «шурави» в уезде Панджвай провинции Кандагар и в других местах. Мулла Омар лишился в боях с русскими правого глаза. В войне принимали участие и другие талибы старшего поколения, преимущественно в южных, этнически пуштунских группировках. Среди них был и духовный лидер талибов Хайбатулла Ахундзада, нынешний фактический эмир Исламского Эмирата Афганистан.

Младшее же поколение членов группировки – ученики исламских школ, воспитывавшиеся в лагерях для беженцев в Пакистане. Пока советская армия не покинула территорию ДРА, их религиозные чувства подпитывались желанием скорейшей победы над «неверными».

Судя по принятой Афганистаном символике, изгнание русских из Афганистана талибы сегодня расценивают как своё самое значительное достижение, хотя война с США и НАТО по времени длилась в два раза дольше и стоила афганцам десятки тысяч жизней.

* – данная организация запрещена в России, она признана террористической Верховным судом РФ и Советом безопасности ООН.