26/10/22

«Нырок» ядерного «Шаттла» над Москвой в 1984 году: что это было

Американские космические челноки Space Shuttle оказались намного более успешным проектом, чем сходный по конструкции советский «Буран». С 1981 по 2011 годы специалисты НАСА совершили 135 запусков этих аппаратов. Однако мало кто помнит, что в 1980-х годах американские челноки воспринимались в СССР как «ядерная угроза из космоса».

Тревожные слухи

В начале сентября 1984 года студенты Московского авиационного института обсуждали сенсационную «новость»: якобы на днях американский шаттл совершил «нырок» над Москвой, снизившись с орбиты на сотню километров. В грузовом отсеке летательного аппарата, как поговаривали, находилась ядерная бомба, и шаттл отрабатывал возможность удара по столице СССР.

Аналогичный слух прошёл в мае 1985 года – москвичи вновь были уверены, что орбитальный корабль США имитировал космическую атаку на их город.

Как свидетельствует официальная хроника освоения космоса, 30 августа 1984 года на орбиту Земли действительно был запущен челнок «Дискавери», миссия которого длилась ровно шесть суток. Шаттл вывел на орбиту три телекоммуникационных спутника, а также испытал солнечную батарею OAST-1. А весной 1985 года на шатлле «Челленджер» в течение недели проводились эксперименты в космической лаборатории «Спейслэб».

Слухи возникли не на пустом месте – человечество переживало один из самых острых периодов Холодной войны. 11 августа 1984 года разразился международный скандал, когда президент Рональд Рейган в шутку заявил по радио, что начнёт бомбардировку России «через пять минут». Учитывая программу «Звёздных войн», объявленную Белым домом 23 марта 1983 года, можно понять, почему жители СССР с тревогой посматривали на небо.

Внезапный удар по Москве осенью 1984 года мог уничтожить всё советское военно-политическое руководство, и, в первую очередь, группу престарелых членов Политбюро. Подобная атака дала бы преимущество нападающей стороне. В случае гибели генсека Константина Черненко и его окружения в Советском Союзе некому было бы нажать пресловутую «красную кнопку».

Отчёт Сихарулидзе

Никаких документальных данных о таинственных «нырках» американского космического челнока нет. Но мог ли вообще шатлл использоваться в качестве орбитального ядерного бомбардировщика?

Попытку разобраться в этом вопросе предпринял Сергей Чебаненко, автор книги «Как «шаттл» Москву «бомбил», вышедшей в 2020 году. Писатель ссылается на отчет старшего научного сотрудника Института прикладной математики АН СССР Юрия Сихарулидзе под названием «Анализ возможных целей создания многоразовой космической транспортной системы США «Space Shuttle».

В документе, датированном 1976 годом, Сихарулидзе утверждал, что шатлл создавался специально под перевозку военного груза весом 14,5 тонн, одновитковый полёт над планетой и быстрый возврат на базу Ванденберг в Калифорнии. Главной «военной орбитой» шаттла специалист ИПМ считал высоту 200 км с наклоном 104 градуса к плоскости экватора. По расчетам Сихарулидзе, такой полёт «покрывал» территорию от западных границ ОВД до восточных границ СССР.

«Отсюда вытекает предположение о вероятном применении КС [космического самолёта] в качестве орбитального бомбардировщика или военного разведчика», – писал Сихарулидзе.

Другие отечественные учёные тоже задумывались о потенциальном военном применении шаттлов. Как транспортное средство космические самолёты были совершенно нерентабельны по сравнению с более ранними ракетами «Сатурн». Отсюда следовал вывод, что НАСА преследует тайную цель – разбомбить Москву. Космическую систему «Шаттл» в 1980-х годах рисовали даже на школьных плакатах о «ядерных средствах нападения США».

Так был ли «нырок»?

Сергей Чебаненко полагает, что военное предназначение шаттла крайне сомнительно. Он оспаривает вычисленную Сихарулидзе «главную военную орбиту», оговаривая, однако, что при наклоне 92,5 градуса шаттл всё же мог пролетать над Москвой.

Внезапный удар из космоса исключался. При каждом запуске шаттлов Советский Союз приводил в готовность средства противовоздушной обороны. Весь полёт американских челноков отслеживал советский Центр контроля космического пространства. «Нырок» шаттла в атмосферу или другой подозрительный манёвр не остался бы незамеченным. Информацию передали бы военным, и ракета с ядерной боеголовкой была бы нейтрализована советской ПВО. Более того, по мнению Чебаненко, обычная баллистическая ракета подошла бы для ядерно-«ныркового» плана Пентагона куда лучше, чем шаттл с экипажем.

«Конструктивные особенности корабля «Спейс шаттл» не позволяют ему совершить «нырковую» операцию ни с ядерным оружием, ни с другим грузом на борту, ни с пустым грузовым отсеком, поскольку во время такой операции космический корабль может быть критически повреждён или даже разрушен – в том числе и при попытке раскрыть створки грузового отсека», – отмечает автор книги.

Чебаненко доказывает, что «Спейс шаттл» – детище лоббистов космической отрасли США, пример неэффективного расходования средств. Добавим, что свою роль, вероятно, сыграла и внешняя эффектность шаттлов – запуски космических самолётов создавали «красивую картинку» на телеэкранах американцев.

Советские же руководители, привыкшие видеть в действиях вероятного противника рациональные мотивы, искали в шаттлах скрытый военный потенциал. Во многом именно эти опасения и страх отстать в «звездных войнах» породили аналогичную космическую программу СССР «Энергия-Буран», разорительную для союзного бюджета.

Что касается слуха о «нырке» шаттла над Москвой в 1984 году, то это пример «слона, раздутого из мухи». Дело в том, что советским космонавтам в Хьюстоне показали плакат, на котором демонстрировалась возможность изменения орбиты шаттла за счёт атмосферного манёвра. Ни советская, ни китайская службы отслеживания искусственных спутников Земли никаких «нырков» в 1984 и 1985 годах не зафиксировали.

Конечно, у Кремля в середине 1980-х были поводы подозревать Америку в агрессивных планах. Однако пока не обнародованы соответствующие документы НАСА или Пентагона, гипотеза о том, что шаттл имитировал ядерный удар по Москве, остаётся несостоятельной.