19/04/24

О чём родственники эсэсовца Шелленберга написали актеру Олегу Табакову

Телефильм «Семнадцать мгновений весны» был снят по одноименному роману писателя Юлиана Семенова. Персонажи фильма, прототипы которых существовали на самом деле, получились по-настоящему живыми, а не картонными, как во многих других советских картинах. Сам Олег Табаков, слова которого приведены в книге Федора Раззакова «Олег Табаков. Либеральный русский театр», утверждал, что «Семнадцать мгновений весны» оказался первой лентой, в которой фашисты были показаны достаточно правдиво.

По словам Табакова, прежде немцы изображались в советском кинематографе карикатурно. На экране гитлеровцы, как выразился актер, «бегали в кальсонах по украинским дворам и требовали у хозяек «яйки» и «млеко». Именно поэтому Олег Павлович долго не мог взять в толк, почему таких недалеких людей его отец, ушедший на фронт добровольцем, так долго не мог одолеть.

Открытка от Шелленбергов

Домой Табаков-старший вернулся с орденом Красной звезды и медалью «За отвагу». Мог ли он знать тогда, что его сын вскоре исполнит роль бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга? Впрочем, Олег Табаков сыграл Шелленберга блестяще. Мало того, как утверждает Наталья Павлищева, автор книги «Незнакомая Шанель», Олег Павлович даже внешне был похож на своего героя.

Поэтому неудивительно, что вскоре после того, как фильм вышел в прокат, Олег Табаков получил открытку от родственников реального Шелленберга. В открытке, как пишет Валерий Мурох, автор издания «Непридуманные истории из жизни Страны Советов», со ссылкой на Юрия Визбора, были слова благодарности за то, что артист сумел с большой любовью и теплотой передать дорогие для всех Шелленбергов черты Вальтера. В конце открытки родня эсэсовца поздравляла Табакова с Рождеством.

Последствия

По словам Валерия Муроха, перепуганный Олег Табаков не знал, куда деть злосчастную открытку. Актер прекрасно понимал, что послание от Шелленбергов могло стать прекрасным поводом для гонений на него со стороны партийного начальства. Но, к счастью, все обошлось, и никаких санкций в адрес Табакова не последовало.

Сам Олег Павлович, как утверждает Михаил Захарчук, автор издания «Олег Табаков и его семнадцать мгновений», считал, что роль Шелленберга прибавила ему народной любви, и именно эта любовь защитила его от властей. Кроме того, признание зрителей придало Табакову сил для других не менее замечательных работ.