26/12/22

Общие бани: почему властям в России понадобилось 300 лет, чтобы отучить русских мужчин и женщин париться вместе

Общие бани прекратили свое существование в первой четверти XIX столетия. Властям России понадобилось около 300 лет, чтобы отучить русских мужчин и женщин париться вместе.

Сельские и городские бани

В деревнях бани были частными. Они представляли собой пристройки к избам. Крестьянам разрешали мыться в них, как правило, только своей семьёй. Сначала шли мыться мужчины и дети, затем женщины.

Общие бани строили в городах. Они чаще всего располагались на берегу реки, чтобы было, где искупаться. В одноэтажной постройке был предбанник, мыльная комната и парная. В подобных банях мылись вместе люди обоего пола.

Многовековая борьба

На проблему общих бань первой обратила свой взор церковь. Священники считали подобные места «рассадниками разврата». Впервые совместное мытьё попытались запретить в «Стоглаве» 1551 года.

Спустя почти 100 лет, в 1646 году, вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с жёнками вместе не парились». А 21 декабря 1741 года в указе Правительствующего Сената было сказано, что в Москве и других городах мужчинам и женщинам следует париться «в особых банях, а не вместе». Требования властей не выполнялись.

Общие бани шокировали иностранцев. Чужеземцы не хотели мыться в таких условиях. Поэтому они потребовали построить в Немецкой слободе особые бани, где отдельно парились мужчины и женщины.

При этом Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины» отмечает, что совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами «имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках, флирте, но ни в чём более серьёзном».

Устав Екатерины II

Устав благочиния от 1782 года запрещал совместное посещение торговых бань – так Екатерина II хотела европеизировать Россию. В банях появились мужские и женские отделения, в каждом из которых могли находиться дети противоположного пола не старше 7-летнего возраста. Полностью «победить» общие бани удалось лишь внуку Екатерины Великой Александру I.