Гора Арарат, согласно легенде, на склонах которой лежат остатки Ноева ковчега, считается символом Армении. Однако, фактически вершина находится на территории Турции. Государственная граница прошла таким причудливым образом в 1921 году по решению Владимира Ленина. У создателя первого в мире социалистического государства были свои планы на Турцию. Но их подкорректировал основатель современной Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк.
Вместе мы сила?
Некоторое время после Октябрьской революции события в Закавказье развивались в отрыве от того, что происходило в России. В 1918 году появилось независимое государство Араратская республика (Армения). В августе 1920 года страна получила шанс существенно расширить свою территорию за счёт восточной Анатолии с Трапезундом, Эрзурумом и озером Ван. Но осуществить задуманное помешал Мустафа Кемаль Ататюрк, который возглавил турецкое освободительное движение. Мало того, что турки смогли отбить нападение армян, так ещё и умудрились перейти в наступление.
Параллельно с Арменией войну развязали РСФСР и Азербайджанская ССР. Уже к концу 1920 года независимая Армения существовать перестала. На её месте образовалась Армянская ССР.
После этого возник вполне очевидный вопрос – установка границ. Решать его взялись победители: большевики и кемалисты.
Договор, который ничего не стоил
С целью наладить отношения с соседями с Кемалем вступил в личную переписку Владимир Ленин. Он считал лидера турецкого освободительного движения выгодным союзником. На самом же деле, утверждают некоторые историки, Ленин рассчитывал, что в будущем Турция станет очередной социалистической республикой. Так полагать Ленину позволили обещания Ататюрка: «Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками, имеющими целью борьбу с империалистическими правительствами и освобождение всех угнетённых из-под их власти».
В марте 1921 года в Москве состоялось подписание «Договора о дружбе и братстве». В соответствии с этим документом Турции перешла вся Карская область.
Для Ататюрка подписанный документ оказался фактически «филькиной грамотой». К 30-м годам Турция окрепла и в поддержке СССР она уже не нуждалась. Дружеские отношения с Советским Союзом были разорваны. Такая «дружба» Москвы с Анкарой в итоге негативно сказалась и на армянах, и на русских-молоканах, которые населяли Карскую область.