В период Великой Отечественной войны фашисты нанесли огромный урон не только инфраструктуре Советского Союза. За время, что длился военный конфликт, нацисты разграбили более 170 музеев, находящихся на территории РСФСР, и около 150 – в УССР. Это привело к потере 1 миллиона 177 тысяч 291 экспоната.
Батальон «музейного» назначения
Вывоз музейных ценностей у нацистов был поставлен на поток. Во многом это объясняется существованием «профильного» подразделения – батальона особого назначения СС при Министерстве иностранных дел Германии. Его создали по инициативе министра иностранных дел и советника Гитлера Иоахима фон Риббентропа. Со временем подразделение стали даже называть по фамилии его создателя – батальон Риббентропа.
Оберштурмфюрер Ферстер, взятый в плен в 1942 году, рассказывал, что перед Зондеркоммандо стояла следующая задача – после захвата крупных городов забирать культурные и исторические ценности, ценные издания книг, фильмы, а затем отправлять всё это в Германию.
На новом месте
Из Царского Села «охотники за культурными ценностями» вывезли имущество Большого дворца-музея императрицы Екатерины. В помещениях не осталось буквально ничего. Фашисты сняли со стен китайские шелковые обои, а наборный пол вынесли в разобранном виде. Из дворца императора Александра в Берлин отправились старинная мебель, почти 7 тысяч книг на французском языке и свыше 5 тысяч рукописей на русском языке, а также уникальные коллекции монет и оружия, древние хроники Востока.
Ограблены были и украинские музеи. Картины Репина, Верещагина, Ге, Федотова, Айвазовского, Шишкина, Поленова и огромное количество ценнейшей литературы захватчики вывозили в Германию целыми эшелонами.
Примечательно, что свою причастность к воровству нацисты скрывать не думали. В марте 1942 года всë награбленное было презентовано на выставке в немецкой столице. Её посетители смогли увидеть более 37 тысяч томов из царских дворцовых библиотек Царского Села и Гатчины, 69 тысяч географических карт, 75 тысяч томов географической литературы. После «всеобщего обозрения» экспонаты распределили между представителями фашистского истеблишмента. Не трудно догадаться, что большая часть осела у Риббентропа, который слыл страстным коллекционером.
Кстати, где находится многое из украденного, неизвестно до сих пор. Но поиски продолжаются.