В разгар Холодной войны СССР получил стратегический подарок — возможность создать военно-морскую базу прямо в сердце Средиземноморья, у берегов Албании. Это был шанс держать под прицелом Италию и Грецию. Но вместо надёжного форпоста Советский Союз получил головную боль, унизительное поражение и… лишился четырёх подводных лодок, которые попросту «конфисковал» албанский лидер-ортодокс Энвер Ходжа.
Стратегический плацдарм: «Первая линия обороны Севастополя»
Хотя Красная Армия не освобождала Албанию, страна после войны вошла в соцлагерь. Её лидер, фанатичный сталинист Энвер Ходжа, сумел убедить Москву построить на юге страны современную базу для подводного флота. Место было идеальным: бухта Паша-Лиман во Влёрском заливе, в 85 км от Италии и вблизи от вступившей в НАТО Греции.
С 1958 года здесь базировалась 40-я отдельная бригада подлодок проекта 613. База стала «глазами и ушами» СССР в регионе. Накал был таков, что в 1959 году одна из советских субмарин едва не спровоцировала международный скандал, проведя учебную атаку на крейсер с президентом США Эйзенхауэром на борту.
От союзников до «пиратов»: как Ходжа обманул Москву
Отношения испортились, когда Никита Хрущёв начал критику Сталина. Ходжа, ярый сталинист, воспринял это как предательство. Пользуясь тем, что СССР вложил огромные средства в инфраструктуру базы, он потребовал новых многомиллионных кредитов, фактически желая посадить свою неумелую экономику «на шею» Москве.
Получив отказ, Ходжа перешёл в наступление. Он объявил, что Албания не потерпит «иноземной оккупации» на своей земле, и выдвинул мошенническую трактовку договора: мол, все 12 подлодок и суда обеспечения по праву принадлежат Албании. На базе началась мелкая война: албанские функционеры организовывали бытовой саботаж, провокации и слежку, сводя боеготовность эскадры к нулю.
Операция «Уход»: пушки нацелены на своих
Устав от албанского саботажа, советская сторона решила полностью поставить базу Паша-Лиман под свой контроль. С подачи СССР соответствующее решение принял Политический Консультативный Комитет Организации Варшавского договора. База во Влёре должна была подчиняться объединённому командованию ОВД, а подлодки целиком укомплектованы русскими моряками. Конечно, албанцы на такое предложение не согласились.
В конце мая 1961 года в Тирану нагрянул командующий Черноморским флотом адмирал Катасонов. Флотоводец планировал вывести из бухты все 12 подлодок и плавучую базу «Виктор Котельников». Но вышла заминка. Четыре подлодки, обслуживавшиеся албанскими моряками, Ходжа считал «своими». Албанцы навели пушки на советские корабли и даже угрожали перекрыть фарватер минами. Почти в боевых условиях восьми субмаринам и плавбазе удалось выйти через против Сазан.
«Калина красная»: в чём уголовники обвиняли режиссёра фильма Василия Шукшина
По словам Энвера Ходжи, Катасонову пришлось «поджать хвост» и «убраться восвояси». Хрущёв же после этого случая назвал албанцев «сумасшедшими».
«Это наивное пиратство, – заявил советский лидер 1 июня в Праге. – Не говоря о том, что это устаревшие подлодки, албанцам будет уже в скором времени не хватать запасных частей – даже в том случае, если мы их им оставим» (цитируется по журналу «Источник»).
Кроме четырёх подлодок, СССР не забрал из Влёры несколько кораблей. Тем самым русские фактически «подарили» Албании целый флот.
Применить силу к непокорному Ходже Хрущёв так и не решился. Несмотря на идеологический раскол, «контрреволюционного мятежа», как в Венгрии в 1956 году, в Тиране не было. Кроме того, на защиту Албании мог встать могучий союзник Ходжи – Мао Цзэдун.
В итоге албанцы покинули организацию Варшавского договора, полностью переориентировавшись во внешней политике на коммунистический Китай (который помог обслуживать подлодки). В декабре 1961 года Албания разорвала дипломатические отношения с СССР. «Героическое» противостояние с советскими моряками албанская пропаганда в 1979 году показала в фильме «Лицом к лицу» – самом дорогостоящем проекте киноиндустрии этой страны.
Судьба подлодок
Сегодня база Паша-Лиман используется моряками НАТО. Сначала право на это получила Турция, которая в 1992 году помогла реконструировать базу. А в 2009 году и сама Албания вступила в НАТО. Во Влёре по сей день работает судостроительная верфь. Здесь, например, были построены патрульные корабли Damen Stan.
Четыре «украденные» у СССР подводные лодки по-прежнему базируются в Паша-Лимане, рядом с кораблями албанского флота. Их присутствие подтверждают спутниковые снимки. Как правило, во время учений субмарины не отходят далеко от базы, предпочитая действовать во Влёрском заливе.

