На политической карте мира геометрически правильные прямые линии можно увидеть главным образом в Африке – это последствия бывших колониальных разделов континента. Однако границы между странами в других частях света, как правило, тоже смотрятся довольно гармонично. Причина заключается в том, что на протяжении веков цари и президенты стремились «округлить границы» своих владений.
От Цезаря до Бисмарка
Столь привычные для нас государственные границы складывались посредством дипломатии, военных действий и, преимущественно, при заключении мирных договоров.
Об «округлении границ» как о внешнеполитической цели государства одним из первых заявил греко-римский историк Плутарх. В жизнеописании Юлия Цезаря античный автор так описывает военные планы полководца после задуманной им войны с парфянами:
«Покорив их, он предполагал пройти через Гирканию, обогнуть Каспийское море, перевалить через Кавказские горы, вторгнуться в Скифию, напасть на народы, соседние с германцами, проникнуть в самую Германию, возвратиться в Рим через Галлию, округлить границы римского государства, раздвинуть их во все стороны вплоть до Океана».
Таким образом, Цезарь составил грандиозный план внешней экспансии. Само выражение «округлить границы» Плутарх употребил неслучайно. Круг – геометрическая фигура, которая имеет максимальную площадь при минимальном периметре. Поэтому, стремясь к «округлению» рубежей, государство рассчитывает получить максимум ресурсов – прежде всего, земельных. А защищать «округленные» границы намного проще, так как для этого требуется менее протяжённая оборонительная линия. На практике разновидностью «округления» является доведение территории страны до естественных рубежей – гор, морей и рек. С военной точки зрения это тоже имеет важное значение для обороны.
Хотя Цезарю не удалось воплотить задуманное в жизнь, другие правители Рима придерживались аналогичных принципов, установив в итоге северные границы империи по Дунаю. В Новое время, когда в Европе сложились национальные государства, короли стремились устранить «чересполосицу» земельных владений, присущую эпохе феодальной раздробленности, и «замкнуть» границы своих стран. Всевозможные «выступы», анклавы и полуанклавы при этом ликвидировались. Особенно это было характерно для внешней политики сильнейших европейских «сухопутных» держав – Франции, Пруссии, а затем и Германии.
Теория Листа
Теоретиком «округления границ» выступил немецкий экономист XIX века Даниель Фридрих Лист, автор книги «Национальная система политической экономии». В ней он сформулировал идеи «геополитической экономии». Лист утверждал, что только национальное государство с «округленными» границами, имеющее, к тому же, контроль над устьями рек и выходами из морей, способно в полной мере задействовать свои производительные силы.
«Нация в нормальном состоянии обладает собственным языком и литературой, обширной и хорошо округленной территорией, снабженной разнообразными естественными материальными источниками богатств и значительным населением», – писал Фридрих Лист.
Руководствуясь этими идеями, экономист считал необходимым присоединить к Германии (Германскому союзу) Данию и Нидерланды.
Нетрудно заметить, что в XX веке идеи Листа нашли прямое продолжение в гитлеровской концепции «жизненного пространства для немецкой нации». После трагедии Второй мировой войны человечество отвергло теории, оправдывающие ведение агрессивных войн за территорию.
«Округление» границ России
В царской России «округление границ» также признавалось законной внешнеполитической целью. Например, писатель Василий Огарков, описывая деяния князя Григория Потемкина, отмечал что «округление границ» спасало государство от политических неурядиц, от набегов «хищных племён» и обеспечивало «более правильное развитие производительных сил страны».
Век Екатерины II действительно принято считать периодом самой активной внешней экспансии России. Но при дворе императрицы отношение к расширению территорий было не таким уж однозначным. В 1763 году Екатерина II утверждала, что «нет в том нужды, чтобы стараться о расширении империи нашей».
Однако петербургские «ястребы» активно насаждали геостратегическую доктрину «естественных границ». За несколько лет до раздела Польши свой план действий в отношении этой страны предложил вице-президент Военной коллегии Захар Чернышев. Необходимость присоединения польских земель он объяснял тем, что границы России должны проходить по естественным рубежам – Западной Двине и Днепру. Это повысило бы обороноспособность страны.
«Натуральные укрепления и окружения границ реками империи необходимо нужны и полезны», — писал автор проекта.
Тогда Екатерина Великая отклонила проект Чернышева, но за годы своего правления она присоединила огромные земли, отторгнутые у Речи Посполитой, Крымского ханства и Османской империи. Примеру «матушки-государыни» следовали многие последующие русские цари и вожди Советского Союза. Интересно, что в 1945-1991 годах западные и южные границы СССР отдалённо напоминали дугу окружности с «вклинившимися» Азовским и Каспийским морями.
Границы и конфликты
К сожалению, сугубо «географические» и «эстетические» принципы определения государственных и административных границ всё чаще приводят к международным конфликтам. Показательна в этом плане практика большевиков, которые, «нарезая» рубежи республик в СССР, «округляли» территории в пользу той или иной нации за счёт других. Лица, принимавшие такие решения, получали поддержку со стороны местных партийных элит. Пока все республики оставались в составе единого государства, на внутренние границы можно было закрывать глаза. Но как только Советский Союз распался, недочёты территориального деления «вышли боком».
Хрестоматийный пример избыточного «округления» границ – история Южной Осетии. Осетинский народ издавна расселился по обе стороны Кавказских гор. После революции Южная Осетия по этническим причинам тяготела к Северной Осетии и к РСФСР. Однако советская власть в 1922 году оставила Юго-Осетинскую автономную область в составе Грузинской ССР, которая получила, таким образом, «естественную» границу по Кавказскому хребту. В 1991 году Южная Осетия отделилась от Грузии, что привело к вооружённому конфликту. Его последствия до сих пор в полной мере не урегулированы, как и ряд других межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР.