13/06/22

Операция «Фарадей»: как инструкторы США готовили «душманов» для войны с «шурави»

Долгое время считалось, что СССР на Афганской войне сражался исключительно с местными антиправительственными силами. Лишь позднее общественность узнала, что фактически этот конфликт стал очередной ареной противостояния двух сверхдержав – СССР и США. Во время афганской кампании Вашингтон запустил тайную программу «Циклон», в рамках которой моджахеды получили миллиарды долларов и сотни тысяч единиц новейшего вооружения.

Война неизбежна

Официальная дата начала ввода советских войск в Афганистан – 25 декабря 1979 года. Однако фактически СССР был втянут во внутриполитический конфликт в этой стране еще с весны. Уже 3 июля 1979 года президент США Джимми Картер подписал указ, согласно которому противникам просоветского режима Хафизуллы Амина в Афганистане была гарантирована финансирование и любая другая помощь по линии ЦРУ.

Збигнев Бжезинский, на тот момент советник американского президента по национальной безопасности, позднее признавался: «Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают... Секретная операция была отличной идеей. Ее результатом стало заманивание Советского Союза в афганскую ловушку».

Уже после войны американцы подсчитали, что на противостояние СССР в Афганистане было потрачено около 4 млрд долларов. Эта сумма была одобрена Конгрессом США. Кроме того, значительную финансовую помощь афганской оппозиции оказала королевская семья Саудовской Аравии. Для перераспределения средств, вооружения и другой материальной помощи в Пакистане было создано специальное «управление материально-технического обеспечения» Maktab al Khidamat (МАК), вся работа которого контролировалась отделом ЦРУ (так называемым ISI – Inter-Service Intelligence), отвечавшим за взаимодействие с иностранными разведками.

Именно через ISI саудиты тайно помогали антиправительственным силам в Афганистане. Одной из ключевых фигур МАК выступал Усама бен Ладен – будущий «террорист No1», унаследовавший от отца строительный бизнес и входивший в число богатейших людей Саудовской Аравии. Уже в самом конце войны бен Ладен единолично возглавил МАК, привлекая сюда все больше партнеров из исламского мира. Здесь был взращён Эль Саид Носэр, планировавший в 1993 году взрывы во Всемирном торговом центре Нью-Йорка и отправленный двумя годами позже в тюрьму за убийство израильского политика Рабби Кохане.

За финансирование афганских боевиков и иностранных наемников, а также поставки вооружения непосредственно отвечали несколько высокопоставленных лиц США. Главные из них – директор ЦРУ Уильям Кейси и конгрессмен от штата Техас Чарли Уилсон. Последний, объясняя причину, по которой он решил помогать моджахедам, в интервью Би-би-си заявил: «Я был возмущен советским вторжением в небольшую и, очевидно, беззащитную страну... Посещение госпиталей еще более укрепило мое желание нанести ущерб Советам».

Еще один человек, непосредственно участвовавший в помощи афганской оппозиции – оперативник ЦРУ Густав Авракотос. Он отвечал за обучение моджахедов современным методам ведения войны. Именно по результатам доклада Авракотоса руководством ЦРУ и было принято решение «устроить для СССР в Афганистане новый Вьетнам». В помощь американским спецслужбам были выделены силы пяти резидентур: египетской, саудовской, Арабских Эмиратов, пакистанской и таиландской.

Авракотос лично ездил в Каир, где встречался с египетским министром обороны Абу Газалем. Между ними было заключено соглашение о поставках моджахедам 100 тысяч автоматов Калашникова и патронов для них. В то же самое время Уилсон убеждал комиссию сената США по военным делам выделить первый транш в размере 30 млн долларов на поддержку афганской оппозиции. Эти переговоры также увенчались успехом.

Поможем всем миром

Бывший сотрудник британских частей спецназначения Том Кэрью уверен, что вся ответственность за распространение исламского экстремизма в Афганистане и соседних странах лежит на совести американской и британской разведок. Большой вклад, по мнению офицера, в это привнесли лагеря, где будущие боевики проходили военную и идеологическую подготовку и одновременно копили ненависть и злобу ко всему западному миру.

В своих мемуарах Кэрью обращает внимание на секретную операцию под кодовым названием «Фарадей», которая и заключалась в создании тренировочных лагерей для подготовки сопротивления просоветскому режиму в Афганистане. Большая часть из них была организована на Ближнем Востоке, в Пакистане и Иране, но функционировали лагеря также в Шотландии и ФРГ. Кроме того, американцы и британцы засылали на Ближний Восток диверсантов с целью сбора разведданных, нелегальных поставок оружия и инструктирования моджахедов в области тактики диверсионной и партизанской деятельности.

После прохождения ускоренного курса обучения (не более полутора месяцев) диверсанты и боевики (большей частью афганцы и пакистанцы) засылались на территорию 12 провинций Афганистана, существенно пополняя численность антиправительственных сил. Если к осени 1979 года афганская вооруженная оппозиция насчитывала около 40 тысяч бойцов, то к 1988 году против ограниченного контингента советских войск и регулярной армии ДРА сражалось уже свыше 173 тысяч ее членов.

Базой и тылом афганских моджахедов в силу своего географического положения стал Пакистан. Боевиков готовили на севере страны, в так называемой «зоне племен». Сюда же привозили раненых. Это место стало основным пунктом поставок новейшего вооружения как из Европы и США, так из Ближнего Востока и Китая. Отсюда караваны с оружием двигались в сторону афганской границы: они везли американские ПЗРК SA-7a Grail, британские ПЗРК Blowpipe и винтовки Lee Enfield, ручные противотанковые гранатометы из Египта, а также множество китайских реплик советского вооружения.

Разумеется, помощь афганскому джихаду помогала решать Исламабаду собственные геополитические задачи. В частности, на этом фоне росла экономическая и военная поддержка со стороны Запада. Также пакистанские военные использовали учебно-материальную базу подготовки афганских моджахедов как прикрытие для спонсирования экстремистских групп, вовлеченных в подрывную деятельность в соседней Индии.

Страны, участвовавшие в противостоянии с СССР, не жалели средств на войну. Тот же Китай за все время военного конфликта в Афганистане вложил сюда порядка 400 млн долларов и переправил в Пакистан около 300 военных специалистов. Но больше всего ресурсов задействовали за океаном. На Афганскую войну трудились подрядчики из таких американских промышленных гигантов как General Dynamics, McDonnell Douglas, General Electric и Lockheed Martin.

«Вы создали Франкенштейна»

Создание лагерей для обучения джихадистов уже к середине 1980-х стало оказывать существенное влияние на мусульманский мир: переправка добровольцев из почти сорока стран в Афганистан приняла массовый характер. Особенно много среди них было арабов. Если в начале 1980-х в Афганистане находилось от трех до пяти с половиной тысяч арабов, то в середине 1980-х одних только представителей «Хизб-и-Ис-лами» («Партии ислама») там было от 16 до 20 тысяч.

Арабские радикальные военизированные структуры отправляли в Пакистан своих командиров обучаться азам войны против неверных: они там получали «продвинутое» исламское образование, запрещенное во многих арабских странах как подрывающее основы государственности и религии.

В 1981 году пост президента США занял Рональд Рейган – закоренелый антисоветчик и убежденный антикоммунист. Еще в 1976 году он произнес: «Коммунизм — это ни экономическая, ни политическая система, это форма безумия, временное отклонение, которое вскоре исчезнет с лица Земли, потому что он противен человеческой природе. Вопрос только в том, сколько ещё бед он принесёт до своей кончины».

Теперь в руках Рейгана оказались инструменты и средства, чтобы нанести удар по Советам в Афганистане. Назвав меры администрации Картера по противодействию русским слабыми, он запустил фазу «активного присутствия США в афганских делах». И делал он это максимально прозрачно. Например, в 1983, 1985 и 1987 годах Вашингтон с официальным визитом посетили лидеры афганских моджахедов, которых Рейган называл в нравственном плане «сопоставимыми с отцами-основателями США».

Американский дипломат, работавший в Госдепартаменте США, Мортон Абрамовиц позднее писал: «В 1985 году нас реально тревожило то, что моджахеды проигрывают, что их численность уменьшается, отряды распадаются. Потери были высоки, а ущерб, который они наносили советским войскам, невелик».

Однако уже на исходе 1980-х многим за океаном стало очевидно, что заигрывание США с радикальными исламистами до добра не доведет. Об этом на встрече с преемником Рейгана – Джорджем Бушем-старшим пророчески сказала премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто: «Вы создали Франкенштейна».

С выводом советских войск война в Афганистане не закончилась. Соединенные Штаты увязли там на долгие десятилетия. Прежние лидеры боевиков погибли или умерли, а с новыми Белый дом не смог наладить диалог. Результатом американского активного присутствия на Ближнем Востоке стало усиление исламского фундаментализма, агрессивный характер разного рода религиозных организаций и взрывной рост международного терроризма.

США удалось обескровить движение «Талибан*» и «Аль-Каиду*», но процессы, которые они запустили, уже не могли остановиться. Трагической кульминацией последствий «дружбы» США с исламскими радикалами стали события 11 сентября 2001 года, когда в результате серии террористических актов погибло почти 3000 американцев.

* – организация, признанная террористической и запрещенная на территории РФ