09/10/21

Какие диверсии готовили в США советские спецслужбы

Документы, вывезенные в 1992 году на Запад бывшим архивариусом КГБ Василием Митрохиным, рассказали миру о многих планах советской спецслужбы, которые так и не были реализованы. Настоящей сенсацией стала информация о том, что КГБ готовил серию диверсий в Северной Америке под названием «Операция «Кедр». В США среди целей атаки советских агентов была система электроснабжения штата Нью-Йорк.

Разрушение плотин

Многие бумаги из архива перебежчика были опубликованы официальным историком спецслужбы MI-5 Кристофером Эндрю. Кроме того, в 2014 году ряд машинописных расшифровок, сделанных самим Митрохиным, выложил в сеть британский Архивный центр Черчилля. Хотя степень достоверности документов – предмет дискуссий, сюжеты, упомянутые в архиве, вполне правдоподобны. О том, что КГБ планировал диверсии в Америке, писал и другой известный перебежчик – экс-сотрудник ГРУ Виктор Суворов.

Согласно «митрохинским» данным, с 1959 по 1972 годы советские агенты активно собирали сведения о системе электроснабжения Соединённых Штатов. На основе изучения фотографий и схем были выбраны самые уязвимые объекты. В числе прочих планировалось атаковать гигантские плотины гидроэлектростанций Hungry Horse Dam и Flathead Dam в штате Монтана.

«КГБ полагал, что одна из его целей в Монтане, плотина Flathead, — ключевой элемент «самой большой системы электроснабжения в мире». Департамент V определил точку (под кодовым названием DORIS) на реке Саут-Форк, примерно в трёх километрах ниже плотины, где он может обрушить ряд пилонов на крутом склоне горы, на ремонт которых уйдет много времени», - говорится в книге Кристофера Эндрю «The Mitrokhin Archive: The KGB in Europe and the West».

План по срыву работы плотины Hungry Horse предполагал, в первую очередь, разрушение опор ЛЭП на склоне горы. Воспользовавшись прекращением электроснабжения, диверсанты должны были проникнуть в систему управления плотиной и уничтожить её.

Кроме целей в Монтане, планировалось вывести из строя каскад плотин на реке Делавэр в парке Биг Спринг. Эта операция должна была координироваться из конспиративной квартиры в Гаррисберге, штат Пенсильвания.

Большой нью-йоркский блэкаут

Если бы КГБ достиг своей цели, без электричества остались бы, например, многие города штата Нью-Йорк, в том числе и сам мегаполис. Чтобы усилить панику и беспорядки, советские агенты должны были, воспользовавшись блэкаутом, устроить взрывы в нью-йоркском порту.

К чему могла бы привести подобная диверсия, известно благодаря событиям 1977 года, когда из-за аварии в ночь с 13 на 14 июля Нью-Йорк действительно остался без света. В городе начались беспорядки и массовое мародёрство. Чтобы отвлечь власти, и осветить себе дорогу, преступники совершили тысячу поджогов. Из 100 тысяч бесчинствующих молодчиков полиция задержала лишь малую часть, остальные не понесли наказания.

Пожар в Канаде

Кроме атак в Соединённых Штатах КГБ намеревался поджечь нефте- и газопроводы в южной части Канады (существует версия, что название «Операция «Кедр» относилось лишь к этой части плана). Если бы нефтеперерабатывающие заводы Канады вышли из строя, это затруднило бы поставку топлива для электростанций США.

Нетрудно представить, что в одночасье советские агенты могли серьёзно подорвать экономику двух ключевых стран НАТО и спровоцировать в них политическую нестабильность. Возможно, что Советский Союз приурочил бы к этому времени какие-то агрессивные акции, а может быть, напротив, в пропагандистских целях предложил бы «руку помощи американскому народу в трудную минуту». В архиве Митрохина не упоминается, почему «Операция «Кедр» не была реализована, но вполне вероятно, что в Москве попросту испугались геополитических осложнений, которые возникли бы, если бы правда о диверсиях стала известна.

Хотя советская угроза в 1950-70-х годах была вполне реальной, в США, в отличие, от Италии и Великобритании, откровения Митрохина не стали поводом для серьёзного расследования. Стоит добавить, что ЦРУ, которому экс-архивариус предложил свои услуги, отказался от сотрудничества с ним, сочтя документы не представляющими ценности.