Об операции «Маки-Мираж», сложнейшей «многоходовке», длившейся больше 10 лет, стали известно только в начале нулевых годов, когда Хабаровское краевое управление ФСБ сняло гриф «Совершенно секретно» с документов, иллюстрирующих её ход. Результатом операции стало то, что Советскому Союзу в Великую Отечественную войну не пришлось воевать на два фронта – с Германией и Японией.
С СССР шутки плохи
Территорию Дальнего Востока японцы считали своей чуть ли не с начала XX века. Уже в 20-х годах жители Страны восходящего солнца и вовсе перестали скрывать то, что планируют захватить весь мир, начав с соседнего Советского Союза. Все китайские города, находившиеся вблизи границы, были буквально нашпигованы японской резидентурой и представителями военных миссий. Так, владельцем гостиницы «Сибирь», расположенной на противоположном от российского Благовещенска берегу Амура, оказался глава всей императорской резидентуры островного государства Кумадзава Садаитиро. В ответ сотрудники ОГПУ были вынуждены провести специальную операцию, чтобы дать понять японцам – нападать на СССР не нужно.
Разработкой череды действий, которые изначально были объединены кодовым словом «Макаки», занимались такие видные советские разведчики, как Борис Богданов, Владимир Нейман, Николай Шилов, но ключевую роль сыграл Лазарь Хаимович Израилевский.
Лучше не связываться
Всё началось с того, что в китайском городе Сахаляне (сейчас он называется Хейхе) появился торговый агент «Дальгосторга» Леонид Островский (то есть Израилевский). Такой колоритной личностью, знавшей в совершенстве китайский язык, заинтересовался сам Садаитиро. Было решено Островского тут же завербовать, что удалось сделать без особых проблем. Торговый агент получил кличку «Старик» и принялся активно снабжать японцев ценной информацией об СССР.
Именно от Островского японцы узнали, что потенциальный противник располагает на Дальнем Востоке многочисленными и хорошо вооружёнными военными частями, которые готовы в любой момент дать отпор любому агрессору. Подтверждением этих сведений стал доклад «О структуре и численности стрелкового батальона Дальневосточной армии», подготовленный специально для ушей и глаз Садаитиро.
Через Островского также действовал советский военачальник Иван Горелов, который «слил» Токио много информации о возможностях Советской Армии на Дальнем Востоке. А в момент запланированного нападения командование СССР блестяще сумело создать видимость огромного войска, стянув солдат со всех концов региона. В итоге в Японии решили с русскими не связываться, признав – лёгкой добычей они не являются.
А вот Лазаря Израилевского и других разработчиков операции после её сворачивания в 1937 году арестовали за… шпионаж в пользу Японии. Кому-то не удалось избежать расстрела, а кому-то пришлось отбывать срок в лагерях. Например, Лазарь Хаимович на свободу вышел только после войны. Скончался он в 1952 году, но добиться реабилитации его родственникам удалось лишь к 2005 году.