03/07/19

«Мясной фарш»: зачем англичане подбросили немцам труп бездомного во Вторую мировую

В мае 1943 года британцами была проведена одна из самых странных операций Второй мировой, в которой главную роль суждено было сыграть трупу. Ее итогом стала дезинформация германского руководства и успешное начало европейской кампании союзников.

Ловля на мертвеца

Еще до начала Второй мировой войны британский разведчик Бэзил Томсон высказал предположение, что труп сброшенный на парашюте на территорию государства-противника и снабженный дезинформирующими документами может стать хорошим инструментом для решения внешнеполитических задач.
В августе 1942 года накануне битвы при Алам-эль-Халфе англичане впервые успешно применили тактику подбрасывания ложной информации с помощью трупа. Погибший британский военный был предварительно помещен во взорванную разведывательную машину недалеко от расположения 90-й легкой пехотной дивизией вермахта. Труп снабдили картой, которая якобы показывала расположение британских минных полей. Немцы купились на фальшивку и направили бронетехнику в районы зыбучего песка, где на радость англичанам благополучно увязли.

В сентябре 1942 года недалеко от испанского Кадиса разбился гидросамолет британских ВМС. Вскоре после катастрофы к берегу прибило тело находившегося на борту офицера французской разведки Г. Д. Марсиля, которого обнаружили испанские власти. При нем находилась записная книжка, где пусть и расплывчато, но содержалась информация о планах Великобритании в Северной Африке.
Перехваченные позднее английской разведкой немецкие радиограммы свидетельствовали, что содержание записной книжки стало известно германскому руководству, но на счастье Лондона в Берлине записям не поверили, посчитав, что документы «были нарочно подложены для дезинформации». Тем не менее, в Соединенном Королевстве сделали важный вывод: испанцы сотрудничают с немцами и это нужно использовать.

В расчете на хитрость

Уинстон Черчилль давно вынашивал планы атаковать «мягкое подбрюшье» Европы через Сицилию либо Балканы. Первый вариант позволял бы союзникам установить контроль над судоходством в Средиземном море и подготовить плацдарм для вторжения в континентальную Европу через Италию. Второй – загонял бы германские группировки в ловушку: с запада англо-американские войска, с востока – советские; он также позволял отрезать Германию от важных источников сырья на Балканах.
В январе 1943 года на конференции Объединенного комитета начальников штабов США и Великобритании в Касабланке было принято решение атаковать немцев на Сицилии и назначить высадку не позднее июля текущего года. Сицилия, как и Балканы для стран Оси была важным стратегическим центром и без больших потерь на захват этих территорий рассчитывать не приходилось.

Весной 1943 года Германия все еще удерживала под своим контролем бὀльшую часть Европы, и союзникам ничего не оставалось как прибегнуть к шпионской войне, чтобы с помощью всевозможных уловок и дезинформаций пустить противника по ложному следу. Вот и сейчас в Лондоне и Вашингтоне решили убедить Берлин, что планируют высадиться не на Сицилии, а в Греции. Для этих целей была разработана уникальная операция под кодовым названием Mincemeat («Мясной фарш»). Дезинформацию решили передать при помощи уже опробованного метода – через труп, который собирались подбросить к берегам Испании.

«Фарш заглочен»

Исполнителя операции, то есть труп, выбирать долго не приходилось. Британские спецслужбы предусмотрительно еще осенью 1942 года поместили в ледник некоего Майкла Глэндоура, безработного пьяницу и неудачника, который свел счеты с жизнью при помощи крысиного яда. Так на свет появился британский офицер – майор Королевской морской пехоты Уильям Мартин.

Оставалось подготовить агента к важной миссии. Его снабдили документами «под грифом секретно», которые «свидетельствовали» о готовящейся операции по высадке союзников в Греции. Мартину даже подыскали невесту – о ней говорили фотография, любовные письма и чек из ювелирного магазина за покупку обручального кольца, приложенные к мертвецу (на роль невесты была выбрана сотрудница Службы безопасности МИ5).

Разумеется, агенту «выдали» поддельное удостоверением личности. Что самое интересное, фотография принадлежала реально существовавшему сотруднику британских спецслужб Ронни Риду, который оказался удивительно похож на забулдыгу Глэндоура.

Операция была проведена в ночь на 30 апреля 1943 года. Тело «майора Уильяма Мартина» с прикованным к руке чемоданчиком было перенесено экипажем британской подводной лодки «Сераф» к испанскому побережью близ городка Уэльва. Вслед за этим британцы обратились к испанским властям с просьбой помочь найти тело весьма важной особы, которая стала жертвой авиакатастрофы, произошедшей в территориальных водах Испании. Для подтверждения достоверности версии крушения британского самолета в «Times» была опубликована заметка о гибели офицера морской пехоты.

Испания в качестве места проведения операции была выбрана неспроста. Официально Мадрид придерживался нейтралитета в европейском конфликте, однако испанские земли были наводнены немецкими шпионами, о чем хорошо знали в Лондоне. Более того, германский агент, отвечавший за район Уэльва не обладал большим воображением, но был исполнительным, дотошным сотрудником, имевшим связи среди высокопоставленных чиновников Рейха.

Надежды британских спецслужб оправдались. Испанцы быстро обнаружили тело «Мартина» и ввиду угрозы быстрого разложения в жарком климате «офицера» с надлежащими почестями спешно похоронили близ Уэльвы. Вещи агента описали и помесили в камеру хранения. А вскоре стало известно, что «секретная информация» из чемоданчика уже стала достоянием немецкого генералитета. На стол Черчилля легла шифровка: «Фарш заглочен вместе с грузилом и поплавком».
Гитлер на удивление легко поверил в фальшивку: уж очень он дорожил Балканами, богатыми нефтью, каменным углем и цветными металлами. Его не смогли переубедить ни Муссолини, ни гросс-адмирал Карл Дёниц, которые уверяли, что союзники высадятся именно в Сицилии. Фюрер был непреклонен.

Для усиления обороны Балкан туда была направлена одна танковая дивизия из Франции, еще две танковые дивизии, предположительно из-под Сталинграда, должны были готовиться в любую минуту отправиться следом. Кроме того, в Грецию были дополнительно переведены семь пехотных дивизий вермахта, в Югославию – десять. Но самое главное, на Греческие острова с Сицилии были переброшены немецкие торпедные катера, что только сыграло на руку союзникам.

9 июля началась высадка союзников на Сицилии. Соотношение живой силы было 400 тысяч против 65 тысяч не в пользу стран Оси. К этому времени германский Генштаб раскусил уловку, однако проводить передислокацию было уже поздно. К 17 августа все было кончено – Сицилия принадлежала союзникам. По расчетам британцев, в случае провала операции «Мясной фарш» они уже в первую неделю боев потеряли бы не менее 10 тысяч убитыми и ранеными. В итоге потери составили только седьмую часть от этого числа.

Военный историк Джон Латимер отмечает, что относительная легкость, с которой англо-американские войска захватили Сицилию, не является исключительно результатом дезинформации. Латимер называет и другие факторы – недоверие Гитлера к Муссолини и нежелание рисковать немецкими войсками ради обреченной Италии.