08/03/21

Операция Пандора: как КГБ пытались спровоцировать расовую войну в США

Беспорядки с участием чернокожих, подобные сегодняшним, происходят в США не впервые. В 60-70-х годах XX века Америку также сотрясали волны насилия на расовой почве. Данной ситуацией воспользовался Комитет государственной безопасности СССР. Чтобы разжечь вражду в стане стратегического противника, советские агенты не гнушались устраивать провокации и даже теракты.

Враг моего врага

После убийства борца за права негров Мартина Лютера Кинга в апреле 1968 года Америка погрузилась в хаос, который продолжался неделю, за это время погибли 46 человек и 3,5 тысячи получили ранения. В последующие несколько лет инциденты на расовой почве повторялись регулярно.

Стратегия СССР заключалась в том, чтобы поддерживать гражданское противостояние в США, не привлекая при этом внимания к русским. Несколько советских акций этого периода описал британский историк Кристофер Эндрю. Его книга «The sword and the shield» написана на основе тетрадей Василия Митрохина, бывшего архивариуса КГБ, бежавшего на Запад в 1992 году.

В 1971 году советской спецслужбе пришло в голову натравить американских негров на одного из противников Советского Союза – «Лигу защиты евреев». Эта организация, возглавляемая раввином Меиром Кахане, поставила целью борьбу с советским «государственным антисемитизмом» и добивалась для русскоязычных евреев права на репатриацию в Израиль. Участники «Лиги» были неоднократно замечены в драках с русскими в Нью-Йорке, но у них также случались конфликты с афроамериканцами.

С санкции Андропова КГБ разослал лидерам негритянских организаций несколько десятков расистских брошюр, якобы выпущенных «Лигой защиты евреев». В них утверждалось, что негры якобы грабят еврейские магазины, и им нужно противостоять. Наряду с этим чернокожие получили поддельные письма с описанием «зверств» боевиков Меира Кахане. По всей видимости, агенты КГБ рассчитывали спровоцировать в США еврейские погромы руками негров.

Операция «Пандора»

На рассылке писем русские не успокоились. Как пишет Кристофер Эндрю, по крайней мере однажды центр отдавал приказ об использовании взрывчатки для усиления расовой напряжённости в Нью-Йорке.

«25 июля 1971 года начальник первого (североамериканского) отдела ПГУ Анатолий Тихонович Киреев дал указание нью-йоркскому отделению приступить к операции «Пандора»: закладке бомбы замедленного действия в негритянском районе Нью-Йорка. Приоритетной целью Киреева был один из колледжей для чёрных. После взрыва резидентуре было приказано сделать анонимные звонки двум или трём организациям негров, утверждая, что взрыв был делом рук «Лиги защиты евреев»,– пишет историк.

Эндрю не уточняет, были ли в результате этого события жертвы и пострадавшие. Кроме того, британский автор упустил из виду, что операция «Пандора» была приурочена к проходившему в Нью-Йорке суду над Меиром Кахане. На следующий день советские СМИ с явным раздражением сообщили, что «один из организаторов сионистской истерии в США» получил за свои преступления всего лишь условный срок. Ложный «еврейский теракт» должен был склонить судей к правильному, с точки зрения СССР, решению.

«Как стало известно, воинствующие сионистские экстремисты располагают немалым арсеналом различного оружия, – писала по этому поводу 26 июля газета «Известия». – Полицейские органы извлекли недавно из потайных складов «лиги защиты евреев» 46 винтовок, 18 револьверов, 197 дымовых шашек, 230 фунтов пороха, 10 050 штук патронов и другие взрывчатые вещества».

Олимпийская провокация

К похожему методу провокации КГБ, как следует из бумаг Митрохина, прибег в 1984 году, рассчитывая помешать проведению Олимпиады в Лос-Анджелесе. Страны третьего мира получили письма якобы от «Ку-клукс-клана». «Цветных» спортсменов под угрозой расправы призывали сидеть дома и не приезжать на соревнования. Власти Соединённых Штатов провели расследование инцидента. 7 августа 1984 года газета New York Times опубликовала заявление генерального прокурора Уильяма Френча Смита. Он разоблачил письма как поддельные.

«Тщательный анализ, включавший лингвистические и криминалистические методы, показывает, что они являются классическим примером советской фальсификации или дезинформации, – заявил Смит. – Они должны были помочь Советам оправдать их бойкот Олимпиады и заручиться поддержкой стран, не входящих в коммунистический блок».

Прокурор не стал раскрывать методов анализа, но подчеркнул, что в письмах использовался «синтаксис неанглоязычного человека».