27/07/22

Операция «Санрайз»: как СССР сорвал переговоры о мире между Третьим рейхом и США

Герой романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», разведчик Штирлиц, сумел предотвратить заключение сепаратного мира между нацистской Германией и союзниками. И это вовсе не художественный вымысел автора. Глава Управления стратегической службы Даллес действительно встречался с обергруппенфюрером СС Вольфом. СССР же до этих переговоров не допустили.

Первая встреча Даллеса и Вольфа

Главе Управления стратегической службы Аллену Даллесу регулярно поступала информация о представителях немецкого командования, готовых к сотрудничеству. Свой выбор Даллес остановил на Карле Вольфе, руководителе СС в Италии. Как утверждает Н. В. Лебедева, автор издания «Крах тайной дипломатии», в феврале 1945 года Даллес через начальника швейцарской военной разведки Вайбеля и камергера Пия XII, барона Парилли, установил контакт с Вольфом. 8 марта 1945 года американский дипломат, получивший от США и Великобритании добро на проведение операции «Санрайз», и обергруппенфюрер СС впервые встретились. Это произошло в Цюрихе на конспиративной квартире генконсульства Соединенных Штатов.

Если верить Юрию Короблеву, автору издания «Рождение вооруженных сил советского государства», Вольф предложил союзникам отказаться от наступления на Итальянском фронте и дать возможность германским войскам эвакуироваться на родину. В обмен немецкое командование обещало воздержаться от разрушений промышленных, транспортных объектов и памятников культуры. Даллес же потребовал от Вольфа лишь сохранить переговоры в тайне. Впоследствии высокопоставленный эсэсовец вспоминал, что Аллен Даллес был так воодушевлен их первой встречей, что наметил следующие переговоры (уже о точных условиях капитуляции) на 19 марта 1945 года.

Ситуация усложняется

Как пишет в своей книге «ГРУ в Великой Отечественной войне», Александр Колпакиди, Аллен Даллес и Карл Вольф снова встретились в Асконе на вилле эксперта УСС Геро фон Шульце-Геверниц. Вот только на этот раз Даллес уже не пребывал в состоянии былой эйфории. Дело в том, что к тому моменту немецкий военачальник Альберт Кессельринг, на которого Вольф имел значительное влияние и который должен был распространить капитуляцию на весь Западный фронт, покинул Италию. Кессельринга, которого прочили на пост президента Германии, сменил Генрих фон Фитингхоф. Вольф находился с последним в хороших отношениях, но не в таких, как с Кессельрингом.

Так как требовалось время для того, чтобы решить этот вопрос, переговорщики взяли тайм-аут. По словам братьев Швальнеров, авторов издания «Нюрнберг. На веки вечные», Карл Вольф решил воздействовать на Фитингхофа через Кессельринга. Обергруппенфюрер попросил Даллеса на несколько дней отложить наступление союзников в Италии, сам же пообещал ограничить антипартизанские и карательные операции. Однако когда о плане по заключению сепаратного мира стало известно Адольфу Гитлеру, он пришел в бешенство. Будучи уже политическим трупом, Гитлер не мог допустить никаких переговоров.

Позиция и роль СССР

Иосиф Сталин, который узнал об операции «Санрайз» благодаря успешной разведывательной работе, также не был намерен мириться с происходящим. Впрочем, если верить Валентину Бережкову, автору книги «Страницы дипломатической истории», советская сторона была не против переговоров. Однако Вячеслав Молотов попросил подключить к ним советских представителей. Соединенные Штаты, поначалу отрицавшие контакты с нацистами, а впоследствии признавшие их, отказались это сделать. В ответ СССР потребовал прекратить переговоры с германским командованием. По словам Бережкова, союзники пытались оправдаться тем, что речь идет лишь о капитуляции отдельного участка фронта.

Вот только Сталин таким объяснением удовлетворен не был. В письме к Франклину Рузвельту от 3 апреля 1945 года, отрывок из которого приведен в издании «Мифы о 1945 годе», Сергея Кремлева, советский лидер вопрошает: «..почему надо было скрывать это от русских..?». Переписка между Сталиным и Рузвельтом завершилась телеграммой от имени последнего, в которой говорилось о том, что инцидент «поблек и отошел в прошлое, не принеся какой-либо пользы». Через 3 дня Красная Армия начала Берлинскую наступательную операцию. А операция «Санрайз», в результате которой США и Великобритания планировали договориться с Германией за спиной у СССР, с треском провалилась.