Если вся Ржевская битва — это страшная трагедия в истории войны, то операция «Зейдлиц» — самая трагичная её часть. Само её существование в СССР старались не признавать и у операции в советской историографии даже нет официального названия.
Обстановка северо-западнее Вязьмы
В феврале 1942 года Красная Армия провела с двух сторон неудачное наступление на Вязьму. В результате юго-восточнее и юго-западнее города оказались в окружении крупные силы Западного фронта.
Северо-западнее же Вязьмы войска Калининского фронта, вклинившиеся в немецкую оборону, были остановлены. Образовался огромный по площади выступ, соединённый с остальным фронтом лишь узким перешейком, шириной менее 30 км. Оборона перешейка была поручена войскам 22-й и 41-й армий. На самом выступе находились войска 39-й армии генерала Масленникова и 11-й кавалерийский корпус, всего восемь стрелковых и четыре кавалерийские дивизии.
Советское руководство понимало опасность такого положения — немцы легко могли бы отрезать наши войска, но выводить 39-ю армию не стали. Во-первых, продолжали верить, что силы группы армий «Центр» подорваны, и если обороняться они ещё могут, то наступать уже не в силах. Во-вторых, хотелось использовать захваченную ценой огромных потерь территорию для следующего наступления на Вязьму. А ради этого можно было и рискнуть целой армией.
Операция «Зейдлиц»
Немецкое командование не собиралось мириться с наличием такого опасного вклинения советских войск. Существование плацдарма не только ставило под угрозу все коммуникации, но и грозило полным окружением всех войск на Ржевском выступе. Сил, как совершенно правильно считало советское командование, у группы армий «Центр» было крайне мало, на дивизию приходилось по 30-40 километров фронта. Поэтому сначала немцы ликвидировали окруженные войска 33-й армии, а затем и группу генерала Белова, в ходе операции «Ганновер». После чего приступили к операции «Зейдлиц», целью которой было окружение и уничтожение всех вклинившихся в немецкую оборону войск Калининского фронта.
Сил собрали много: в четырёх танковых дивизиях было около 320 танков. Кроме того, заметную роль сыграла кавалерийская группа полковника фон Медена, в которую были включены три кавалерийских полка, созданные из разведывательных эскадронов разных дивизий. Группа была способна действовать в крайне сложной местности, в лесах и болотах, без дорог.
Сухопутные войска поддерживало около 80 самолётов.
Немецкое наступление
2-го июля немецкие войска перешли в наступление. С севера, в самом узком месте перешейка, удар наносили две танковых и две пехотных дивизии. Кавалерийская группа фон Медена совершила глубокий рейд и вышла в тыл советским частям.
Навстречу северной группе, с юга наступала группа Эзебека: танковая и пехотная дивизии. Несмотря на сопротивление советских войск и контрудар танковой бригады, немецкие войска уже 5-го июля замкнули кольцо окружения.
Кроме всей 39-й армии и кавалерийского корпуса в «котле» оказались три стрелковых дивизии и танковая бригада, а также части ещё двух дивизий 41-й и 22-й армий.
Немецкое командование не собиралось тянуть с ликвидацией окруженных войск. Ещё 4-го июля немцы начали наступление с востока, силами танковой и двух пехотных дивизий, с целью рассечь только ещё создаваемый «котёл» на части. И 6-го июля окружённых группировок стало две: «южная» и «северная».
Приказ на отход советские войска получили лишь 5-го июля. Но было поздно, потому что надо было уже не отводить войска, а прорываться из окружения. Организовать оборону в «котле» не удавалось, наладить снабжение окружённых войск мешало отсутствие достаточного количества транспортных самолётов. Советским войскам оставалось лишь бросать тяжелую технику и прорываться с боями. Иногда прорывались крупные группы по несколько тысяч человек. Позже через фронт уже переходили только небольшие отряды. Причём на самых разных участках: из окружения выходили не только ближайшим путем (на запад), но и на юг, и даже на восток.
13-го июля немецкое командование официально заявило об успешном окончании операции «Зейдлиц» и ликвидации всех советских войск. Однако окружённые части продолжали сопротивляться, отдельные группы прорывались из «котла», войска 22-й армии пытались прорвать кольцо окружения снаружи. Только 23-го июля 39-я армия и 11-й кавкорпус исчезли из сводок Калининского фронта.
Цена
Эти бои дались вермахту нелегко, потери 9-й армии с 1-го по 20-е июля составили 7 107 человек, из которых 1 381 — убитый. Исправных танков в дивизиях к концу операции осталось около сотни, то есть менее трети от того, чтобы было вначале.
По немецким сводкам было захвачено: 50 131 пленный, 226 танков, 763 орудия, более 1 300 пулемётов.
14-го июля, сразу после сообщения немцев об уничтожении крупных сил Красной Армии в результате операции «Зейдлиц», Совинформбюро опубликовало опровержение. В советском заявлении сообщалось, что юго-западнее Ржева действительно в эти дни шли бои местного значения: немецкие войска пытались окружить наши части, но понесли огромнейшие потери в живой силе и танках, и отступили. Советские потери составили до 7 000 человек убитыми и ранеными. Ещё около 5 000 пропало без вести, но большая часть из них перешла к партизанам.
Согласно справочнику «Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил» под редакцией Г.Ф. Кривошеева, потери наших войск в операции, составили 20 360 человек, в том числе безвозвратные — 7 432.
Однако данные Калининского фронта по итогам операции показывают потери в 61 722 человека, из которых 47 072 пропало без вести. Число пропавших без вести, как легко заметить, очень близко к количеству захваченных немцами пленных.
Велики были потери среди высшего командного состава. Погибли: заместитель командующего 39-й армией, генерал-лейтенант И. А. Богданов и начальник штаба армии, генерал-майор П.П. Мирошниченко, заместитель командующего 22-й армией, генерал-майор А. Д. Березин, многие командиры дивизий.
По результатам операции часть дивизий и весь 11-й кавалерийский корпус прекратили существование, а остатки частей и соединений, сохранивших знамена, были воссозданы в тылу заново. Сама 39-я армия была «восстановлена» путем переименования резервной 58-й армии.
Итоги
В результате операции «Зейдлиц» Красная Армии лишилась удобного плацдарма для наступления. Некоторые историки утверждают, что ценой упорного сопротивления нашим войскам удалось не допустить переброску на юг значительных сил вермахта, которые оказались скованы боями под Вязьмой.
Но такое утверждение ни на чём не основано. Командование вермахта летом 1942 года ещё считало возможным осуществить новый удар на Москву силами группы армий «Центр» и не собиралось никуда ничего перебрасывать. В результате операции «Зейдлиц» вермахту удалось существенно сократить линию фронта и высвободить дополнительные силы. А огромные потери, понесенные Западным и Калининским фронтами, в ходе несколько неудачных операций, дали немцам дополнительную передышку для организации обороны на Ржевском выступе.