18/06/17

«Опущенные»: как появилась эта тюремная «масть»

«Опущенными» на уголовном жаргоне называют заключенных. Считается, что каста опущенных появилась только в советский период.

Ужасы советских тюрем

Правозащитник В. Н. Чалидзе полагает, что опущенные начали появляться в тюрьмах в 30-40-х годах прошлого столетия, когда по приказу Сталина стали приговаривать к лишению свободы подростков, начиная с 12-летнего возраста. В местах заключения их часто принуждали к вступлению в однополые связи.
Есть и другая точка зрения, согласно которой категория опущенных сформировалась в конце 1940-х — начале 1950-х. Насильственные акты мужеложства позволяли уголовникам-рецидивистам удержать господствующее положение в местах лишения свободы - физическое и моральное унижение служило наказанием непокорным.
По словам исследователей вопроса Д. А. Корецкого и В. В. Тулегенова, число опущенных существенно выросло в 1980-е годы. Дело в том, что до этого труд зэков нередко использовался сторонними организациями, что давало им некоторую свободу, в частности, позволяло пользоваться услугами проституток или знакомиться с работавшими там же женщинами. В 80-е эта практика прекратилась, но влечение никуда не делось, и мужчины-заключенные стали удовлетворять его с опущенными. Поэтому высшей касте – блатным - было выгодно, чтобы опущенных становилось как можно больше.

Кого превращают в опущенных?

Опущенных называют также «обиженными», «пидорами», «петухами». Если о заключенном известно, что он пассивный содомит, то он автоматически попадает в категорию «петухов». В остальных случаях решение о признании опущенным принимается на «базаре» зэков-авторитетов. В некоторых случаях в «петухи» переводят и без «базара». Чаще всего в эту категорию попадают бывшие служители правопорядка, а также насильники, особенно педофилы.
Как правило, ритуал «опускания» - это изнасилование, нередко всей камерой. Впрочем, иногда изнасилование заменяют другие символические действия: например, проводят половым членом по губам или ягодицам заключенного, мочатся или онанируют ему на лицо, заставляют выпить воду из параши. Часто опущенным насильно делают особую татуировку, обозначающую их статус, обычно на ягодицах, - изображение петуха, черта или пчел. Могут вытатуировать точку над верхней губой: такую татуировку – «мушку» - в XVII—XVIII веках носили проститутки. Еще это могут быть варианты слова «пидор», а также знак перстня с двумя темными треугольниками и тремя точками, разделенными белой линией.
Зэка могут перевести в опущенные и за какой-нибудь серьезный проступок, нарушение уголовной «этики». Скажем, за стукачество, кражи у товарищей по заключению, не возвращенный карточный долг, насилие над другими заключенными без достаточных на то причин - беспредел.

Как живут опущенные

До недавнего времени опущенные должны были спать в особом, «петушином», углу, обычно расположенном возле параши, пользоваться отдельной посудой. Прикосновение к вещам опущенного считается табу - такой человек сам может попасть в разряд «петухов».
На зоне опущенные должны выполнять самую грязную работу: мыть туалет, выносить парашу, убирать помойные ямы. Общение с «петухами» заключенных из других каст не поощряется.
Статус опущенного закрепляется за ним навеки. Если такой человек снова попадает в тюрьму, он обязан сообщить о своем статусе. Так или иначе, об этом все равно узнают, а если он скроет, что ранее был опущен, его ждет жестокое избиение или даже убийство.
В одних зонах «петухи» должны по первому требованию вступать в половой контакт с любым представителем вышестоящих каст. В других интимные отношения практикуются только по согласию. За это принято расплачиваться с опущенными едой, сигаретами и другими материальными благами. «Петухам» часто дают женские прозвища: Маша, Таня, Света…
Некоторые из опущенных становятся постоянными партнерами авторитетов и попадают под их покровительство. За это они имеют «бонусы» - избавление от издевательств, грязной работы, домогательств со стороны других зэков, а также подарки в виде продуктов и вещей.
Нередко опущенные также сотрудничают с тюремной администрацией, поскольку терять им все равно уже нечего, а это - все-таки шанс улучшить свое положение.