Если советские историки старались не упоминать о советских гражданах, служивших у немцев, то про помощь белоэмигрантов Гитлеру они, наоборот, писали много. И чаще с большими преувеличениями.
Действительно, часть русских эмигрантов увидела в войне Германии против Советского Союза шанс на свержение советской власти и воссоздание России в новом качестве. Но реальный вклад эмигрантов оказался невелик, в частности, по причине различий во взглядах с немецким руководством на будущее России. Были также существенные разногласия и с советскими гражданами, которые служили Гитлеру.
Тем не менее русские эмигранты составили несколько военных формирований, которые оставили след в истории Второй мировой войны.
Русский охранный корпус
После Гражданской войны в России большинство бывших военнослужащих Белой армии осели В Югославии. Когда в 1941 году вермахт оккупировал эту страну, югославские партизаны продолжили борьбу с немцами. Однако они были настроены прокоммунистически, что привело к репрессиям против бывших белых офицеров и их семей.
Генерал Михаил Федорович Скородумов выступил с инициативой создания охранных структур для защиты русских эмигрантов в Сербии. При их формировании было очень много трений с немцами, которые не доверяли эмигрантам и соглашались лишь на включение их в части вермахта. Однако Скородумов настаивал на образовании отдельного, полностью русского подразделения, которое боролось бы только с югославскими партизанами, а впоследствии могло было быть отправлено на Восточный фронт воевать с большевиками.
Созданный Отдельный русский корпус состоял почти полностью из эмигрантов, бывших военнопленных в нём служило крайне мало. Эмигранты прибывали из самых разных стран, и их набралось почти 12 тысяч. Кроме того, встречались и добровольцы из Бессарабии, Буковины и Одессы.
На Восточный фронт Русский корпус не попал, всю войну он действовал против партизан Иосипа Броза Тито. При этом имели место факты столкновения частей корпуса с усташами и албанскими боевиками, когда русские защищали от них сербское население. Об этом пишет в книге «Русский Белград» историк С. Танин.
В 1944 году Красная Армия вошла в Югославию и Русскому корпусу пришлось воевать с советским войсками. Все что им удалось — пробиться в Австрию, где они и сдались британцам. Поскольку военнослужащие корпуса не являлись советскими гражданами, никто из них СССР выдан не был.
Добровольческий полк СС «Варяг»
Это соединение было организовано проживающим в Сербии русским эмигрантом Михаилом Александровичем Семёновым. В Первую мировую он служил в лейб-гвардии Егерском полку, затем в Гражданскую сражался на юге России (разумеется, на стороне белых). Началом истории полка «Варяг» правильнее считать 1942 год, когда Семёнов в чине гауптштурмфюрера СС стал под эгидой отдела СД «Цеппелин» собирать из числа живущих на Балканах русских эмигрантов специальный батальон, который предназначался для десантной операции в районе Новороссийска. Однако на Восточный фронт его не отправили, а привлекли к борьбе с партизанами как подразделение вспомогательной полиции.
Сам Семёнов оставил батальон и занялся организацией диверсионных групп для заброски на советскую территорию. Но осенью 1943 года он получил приказ сформировать в рамках «Цеппелина» особую группу «К». Другое наименование этой части - Добровольческий полк специального назначения — СС «Варяг» (Freiwilligen SS-Sonderregiment «Warager»).
Точно неизвестно, был ли использован при комплектовании полка «Варяг» ранее созданный Семёновым батальон вспомогательной полиции. Согласно данным в книге Д. Жукова «Русские эсэсовцы», 1-й батальон полка включал только русских эмигрантов. В состав же 2-го и 3-го батальонов в 1944 году уже вошли добровольцы из числа военнопленных. Но поскольку командование полка было крайне недовольно уровнем подготовки красноармейцев, то в первую очередь кадры старались искать в среде эмигрантов. При этом поиски уже не ограничивались Балканами, набирали людей из Германии, Чехословакии, Венгрии. Вопреки первоначальным планам добровольцы «Варяга» так и не попали на Восточный фронт, их направили на борьбу с югославскими партизанами. В конце войны «Варяг» сдался американцам. Советской стороне выдали лишь полторы сотни бывших командиров РККА, все русские эмигранты остались на Западе.
«Особая дивизия R»
Это соединение в ходе войны чаще всех меняло название, да и само назначение его тоже менялось. Создавалось оно по инициативе Бориса Алексеевича Хольмстон-Смысловского, дворянина, офицера Русской императорской армии, при этом ещё и еврея, что не мешало ему служить в Абвере.
Изначально в 1941 году был организован «Русский учебный батальон», который готовил диверсантов для заброски в советский тыл. Позже диверсантов стали использовать и против партизан. Руководящий и преподавательский состав был исключительно из числа эмигрантов, для диверсионной работы брали в основном советских военнопленных.
В 1943 году соединение (в нем было уже более 10000 человек) получило название «Особая дивизия R», с июля 1941 года по 4 апреля 1945 года оно именовалось также «Особым подразделением R», «Зелёной армией особого назначения», с 4 апреля по 3 мая 1945 — 1-й Русской национальной армией. Эмигрантов в ней было уже крайне мало (лишь руководство), основная часть «армии» состояла из военнопленных. При этом боевым соединением она так и не стала, и предназначалась лишь для разведки и диверсий.
Закончила свою историю дивизия «R» в Лихтенштейне, куда смогла прорваться в последние месяцы войны.
… и другие
Русскими эмигрантами была создана и Русская национальная народная армия (РННА). Это название пропагандистское, официально данная часть именовалась «Специальным соединением «Седая голова» (Sonderverband Graukopf). Курировалась Абвером и изначально была ориентирована на диверсионную работу в советском тылу. Позже переключилась на борьбу с партизанами.
Формировалась РННА по инициативе русского эмигранта Сергея Никитича Иванова. В её руководстве имелось много представителей эмиграции. Однако основной личный состав набирался из советских военнопленных в концлагерях. Уже в 1942 году вместо эмигранта Иванова РННА возглавил бывший командир 41-й стрелковой дивизии РККА Владимир Гелярович Баерский. К 1943 году эмигрантов в РННА практически не осталось, и вся она была укомплектована бывшими советскими гражданами.
Бывшие руководители РННА С. Н. Иванов, И. К. Сахаров и К. Г. Кромиади (все эмигранты) принимали участие и в образовании 1-й гвардейской бригады Русской освободительной армии, правда, она так и не была создана.
Они же потом участвовали и в создании РОА генерала А. Власова, но во всех последующих структурах русские эмигранты уже не были широко представлены и не играли значимой роли.