Как писал в своей книге «Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности» Альберт Шпеер, еще до войны Адольф Гитлер отзывался о сибиряках как о народе, ведущем здоровый образ жизни, а потому способном создать конкуренцию немцам. Поэтому на Сибирь и ее жителей фюрер имел особые виды.
Переселение в Сибирь
«Генеральный план Ост», который был разработан немцами в самом начале Великой Отечественной войны, эксперты справедливо называют самым ужасающим документом в истории. Согласно плану, созданному в ведомствах Розенберга и Гиммлера и одобренному Гитлером, после победы Германии из Польши и других оккупированных территорий следовало выселить 75-85% населения. Как пишет Анатолий Уткин в издании «Вторая мировая война», большую часть из них предполагалось переселить в Западную Сибирь. В Сибири должны были оказаться 85% поляков, 75% белорусов, 65% украинцев и 50% чехов.
Владимир Королюк, автор труда «Исследования по славяно-германским отношениям», утверждал, что «Генеральный план Ост» предусматривал выселение в течение 30 лет около 31 миллиона человек с территории Польши и западной части Советского Союза. В инструкции от 23 мая 1941 года, касающейся русского сельского хозяйства, отмечалось: «Они должны будут умереть или переселиться в Сибирь». Между тем, Сибирь планировалось превратить в гигантский концентрационный лагерь. Эрхард Ветцель, Министр оккупированных восточных территорий, даже наметил меры в связи с возможными мятежами в районах Западной Сибири «против установленного немецкой властью порядка».
Онемечивание и здоровые сибиряки
Генеральный план «Ост» предполагал, что 14 миллионов инородцев, «способных к ассимиляции», останутся на своей родине. Фашисты ставили задачу ослабить русский народ в такой степени, чтобы русские были не в состоянии помешать им установить свое господство в Европе и в мире. Как утверждает Максим Загорулько, автор труда «"Крах плана «Ольденбург" (О срыве экономических планов фашистской Германии на временно оккупированной территории СССР)», в материалах по генеральному плану «Ост» было сказано, что для решения «восточной проблемы» необходимо «полное уничтожение русского народа или онемечивание той его части, которая имеет явные признаки нордической расы».
Однако о самих жителях Сибири, то есть той территории, куда надлежало выселять людей, «неугодных» гитлеровской идеологии, Адольф Гитлер еще до войны отзывался так: «Сегодня сибиряки… ведут здоровую жизнь, а потому лучше приспособлены… для достижения биологического превосходства над немцами». По крайней мере, так утверждал Альберт Шпеер, автор мемуаров «Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности». Поэтому упомянутый выше Эрхард Ветцель в «Замечаниях и предложениях по генеральному плану "Ост" рейхсфюрера войск СС» от 27.04.1942 писал: «Следует подумать о том, чтобы переселить чехов в Сибирь, где они растворятся среди сибиряков и тем самым будут способствовать дальнейшему отдалению сибиряков от русского народа».
Сибирский народ
Вообще сибирякам немцы отводили особую роль в осуществлении генерального плана «Ост». Вячеслав Дашичев, автор книги «Стратегия Гитлера. Путь к катастрофе», со ссылкой на документы, касающиеся плана «Ост», утверждает, что гитлеровцы собирались усилить положение сибирских народов для того, чтобы не допустить укрепления русских. Представители немецкой партийной верхушки предлагали сделать так, чтобы сибиряки чувствовали себя народом с собственной культурой. «Сибирь является одним из факторов, который при правильном его использовании мог бы сыграть решающую роль в лишении русского народа возможности восстановить свое могущество» — писал Ветцель.
Как уже было сказано выше, немцы собирались переселить в Сибирь в том числе и поляков. Если верить Борису Хавкину, автору книги «Рейхсфюрер СС Гиммлер. Второй после Гитлера», нацисты считали поляков «наиболее враждебно настроенным к немцам, численно большим, а потому самым опасным народом». Именно поэтому полякам уделялось особое внимание, в том числе касательно переселения в Сибирь. Компактное поселение поляков не допускалось, так как подобное расположение грозило следующими последствиями: меньшие по численности сибиряки могли ополчиться, появилось бы нечто вроде «Великой Польши». Либо поляки и сибиряки оказались бы «в объятиях русских», тем самым замедлив образование «сибирского народа».