В истории советской власти нет фигуры более парадоксальной, чем Анастас Микоян. Его политическое долголетие стало притчей во языцех: 53 года в ЦК, служба при Ленине, Сталине, Хрущеве и Брежневе. В народе о нем складывали поговорки: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» и «Самый хитрый из армян — Анастасик Микоян».
Тайна бакинских комиссаров
Удивительная живучесть Микояна проявилась еще в 1918 году. Будучи одним из 26 бакинских комиссаров, он единственный избежал ареста во время переворота. По официальной версии, именно он организовал эвакуацию товарищей, но пароход вместо Астрахани прибыл в Красноводск, где комиссары были расстреляны. Сам Микоян отделался недолгим арестом — уже в феврале 1919 года он оказался на свободе.
Вехи карьеры
Карьера Микояна стремительно пошла вверх при Сталине. В 1926 году он стал самым молодым членом правительства в 30 лет.
«Либерал» в партийном руководстве
Микоян в своих мемуарах, писавшихся им и частично публиковавшихся ещё в 1970-е годы, но опубликованных полностью и без купюр только в 1990-е, старается выставить себя самым либеральным деятелем тогдашнего советского руководства. Если ему верить, то только благодаря Микояну сам Хрущёв выступил с осуждением культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году.
«Либерализм» же Микояна стал, опять-таки по его собственным заверениям, причиной его опалы у Сталина. В 1944 году Микоян якобы возражал Сталину против депортации чеченцев и ингушей, а потом выступал против кампании «борьбы с космополитизмом», в защиту евреев, за что Сталин в 1949 году снял Микояна с поста министра внешней торговли СССР.
На XIX съезде КПСС в октябре 1952 года Сталин обрушился с резкой критикой на Микояна и Молотова и не включил их в список членов Бюро Президиума ЦК. Некоторые историки (Олег Хлевнюк, например) считают, что Сталин готовил репрессии против этих и других старых своих соратников, но не успел привести их в исполнение. Другие (Юрий Емельянов) полагают, что Сталин особенно яростно критиковал Микояна только за то, что тот не удосужился ознакомиться с работой Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», которой Сталин уделял особое внимание и которую Микоян обязан был прочитать в силу своего хорошего практического знакомства с экономикой.
Таким образом, получается, что Микоян всегда проявлял исключительную порядочность, но иногда страдал за неё. Однако ни одна опала Микояна, как мы видели, не была серьёзной.
Секреты политического долголетия Микояна
На февральско-мартовском 1937 года пленуме ЦК ВКП(б) Микоян вместе с наркомом внутренних дел Николаем Ежовым выступил с докладом о «вредительской шпионской деятельности» Николая Бухарина. Микоян возглавил комиссию ЦК, которая решила передать дело «оппозиционера» в НКВД, чем фактически подписала ему смертный приговор. А в декабре того же года Микоян на торжественном собрании в Большом театре выступил с обильными восхвалениями и славословиями «героических работников НКВД и лично товарища Ежова» за их деятельность по очищению страны Советов от «врагов народа».
В годы репрессий с санкции Микояна были арестованы сотни работников подчинённых ему ведомств. Микоян не только давал согласие на аресты, но и сам выступал инициатором репрессий. Так, он рекомендовал Ежову провести «чистку» во Всесоюзном НИИ рыбного хозяйства и океанографии, подчинённом наркомату пищевой промышленности. В том же 1937 году Микоян вместе с Маленковым возглавил особую миссию в Армению против «врагов народа». Результатом её деятельности стал арест 1365 партийных и советских работников этой республики. Правда, согласно записке Микояна Сталину, сам он предлагал расстрелять не менее 2000 «врагов народа» в Армении.
Но Микоян держался «на плаву» не только благодаря своей феноменальной способности угождать всем вождям. Ещё в конце 1920-х годов, когда он впервые занял пост наркома торговли, Микоян стал организатором аукционов на Западе, где распродавались художественные ценности советских музеев. Вырученные средства шли на формирование «золота партии» в иностранных банках. Таким образом, Микоян был одним из хранителей партийных фондов и в этом качестве был тесно связан с зарубежными финансовыми кругами. Это и создало Микояну иммунитет от любых неприятностей с руководством СССР.

