09/12/21

«От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича»: почему Микояна считали самым живучим партийцем

Этот деятель Коммунистической партии и Советского государства поставил рекорд непрерывного пребывания в ЦК партии: свыше полувека, с 1923 по 1976 год. О нем  ещё при его жизни сложили две рифмованные поговорки: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» и «Самый хитрый из армян – Анастасик Микоян».

Каким же образом Микояну удалось, при всех изгибах «генеральной линии партии», так долго удерживаться в высших эшелонах власти и ни разу не навлечь на себя серьёзного недовольства ни одного из столь разных советских руководителей (Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев)?

Тёмная роль в деле 26 бакинских комиссаров

Вероятно, Микоян родился, что называется, в рубашке или под счастливой звездой. Полоса его везения началась ещё в годы гражданской войны. 22-летний Микоян в 1918 году входил в число народных комиссаров Бакинской коммуны. В результате контрреволюционного переворота 1 августа 1918 года бакинские комиссары были арестованы, однако Микояна в списке арестованных не было, он остался на воле.

Именно Микоян добился от английских интервентов и эсеров освобождения бакинских комиссаров и попытался вывезти их на пароходе в Астрахань. Однако команда парохода не послушалась его и доставила комиссаров в Красноводск, где они были арестованы местными эсеровскими властями и позже расстреляны. Такова официальная версия. Удивительно, что сам Микоян отделался только арестом, из-под которого его освободили в феврале 1919 года.

Вехи карьеры

На XI съезде РКП(б) весной 1922 года Микоян был избран кандидатом в члены ЦК, а через год на XII съезде – членом ЦК партии. В июле 1926 года Микояна по рекомендации Сталина избрали кандидатом в члены Политбюро. В августе того же года Микоян занял пост народного комиссара внутренней и внешней торговли СССР, став самым молодым на тот момент членом правительства (30 лет).

Дальнейшие должности Микояна были связаны с реорганизацией наркомата. С 1930 года Микоян возглавлял наркомат снабжения СССР, а с 1934 года – наркомат пищевой промышленности СССР. Пребывание на этом посту доставило Микояну особую известность в народе вплоть до сего дня. Оно запечатлелось в названиях «Микояновский мясокомбинат» и «микояновская колбаса».

В 1935 году Микоян был избран в члены Политбюро, а в 1938 году возглавил наркомат внешней торговли СССР. На этом посту Микоян оставался до 1949 года (в 1946 году наркомы были переименованы Сталиным в министров). Выдающуюся личную роль Микояна как главы ведомства внешней торговли СССР для установления и поддержания экономических связей СССР с США и Британской империей в тяжёлые годы Великой Отечественной войны трудно переоценить.
Сразу после смерти Сталина Микоян, по соглашению видных кремлёвских олигархов, снова вошёл в Бюро Президиума ЦК КПСС (как тогда называлось Политбюро) и возглавил Министерство внутренней и внешней торговли СССР, образованное слиянием двух министерств. Микоян неизменно поддерживал Хрущёва. В те годы Микоян даже выполнял, через головы министров иностранных дел, особые дипломатические поручения Хрущёва.

После свержения Хрущёва Микоян по-прежнему оставался у кормила власти, одно время даже занимая формальный пост главы Советского государства – председателя Президиума Верховного Совета СССР. В 1966 году, под предлогом 70-летия Микояна, Брежнев снял его с этого поста и вывел из Политбюро (лет через 10, когда самому Брежневу исполнилось 70 лет, и он по-прежнему занимал высшие посты, это решение должно было казаться издёвкой). Но Микоян продолжал оставаться членом ЦК, пока ему не исполнилось 80 лет. Умер он в 1978 году.

«Либерал» в партийном руководстве

Микоян в своих мемуарах, писавшихся им и частично публиковавшихся ещё в 1970-е годы, но опубликованных полностью и без купюр только в 1990-е, старается выставить себя самым либеральным деятелем тогдашнего советского руководства. Если ему верить, то только благодаря Микояну сам Хрущёв выступил с осуждением культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 году.

«Либерализм» же Микояна стал, опять-таки по его собственным заверениям, причиной его опалы у Сталина. В 1944 году Микоян якобы возражал Сталину против депортации чеченцев и ингушей, а потом выступал против кампании «борьбы с космополитизмом», в защиту евреев, за что Сталин в 1949 году снял Микояна с поста министра внешней торговли СССР.

На XIX съезде КПСС в октябре 1952 года Сталин обрушился с резкой критикой на Микояна и Молотова и не включил их в список членов Бюро Президиума ЦК. Некоторые историки (Олег Хлевнюк, например) считают, что Сталин готовил репрессии против этих и других старых своих соратников, но не успел привести их в исполнение. Другие (Юрий Емельянов) полагают, что Сталин особенно яростно критиковал Микояна только за то, что тот не удосужился ознакомиться с работой Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», которой Сталин уделял особое внимание и которую Микоян обязан был прочитать в силу своего хорошего практического знакомства с экономикой.

Таким образом, получается, что Микоян всегда проявлял исключительную порядочность, но иногда страдал за неё. Однако ни одна опала Микояна, как мы видели, не была серьёзной.

Секреты политического долголетия Микояна

На февральско-мартовском 1937 года пленуме ЦК ВКП(б) Микоян вместе с наркомом внутренних дел Николаем Ежовым выступил с докладом о «вредительской шпионской деятельности» Николая Бухарина. Микоян возглавил комиссию ЦК, которая решила передать дело «оппозиционера» в НКВД, чем фактически подписала ему смертный приговор. А в декабре того же года Микоян на торжественном собрании в Большом театре выступил с обильными восхвалениями и славословиями «героических работников НКВД и лично товарища Ежова» за их деятельность по очищению страны Советов от «врагов народа».

В годы репрессий с санкции Микояна были арестованы сотни работников подчинённых ему ведомств. Микоян не только давал согласие на аресты, но и сам выступал инициатором репрессий. Так, он рекомендовал Ежову провести «чистку» во Всесоюзном НИИ рыбного хозяйства и океанографии, подчинённом наркомату пищевой промышленности. В том же 1937 году Микоян вместе с Маленковым возглавил особую миссию в Армению против «врагов народа». Результатом её деятельности стал арест 1365 партийных и советских работников этой республики. Правда, согласно записке Микояна Сталину, сам он предлагал расстрелять не менее 2000 «врагов народа» в Армении.

Но Микоян держался «на плаву» не только благодаря своей феноменальной способности угождать всем вождям. Ещё в конце 1920-х годов, когда он впервые занял пост наркома торговли, Микоян стал организатором аукционов на Западе, где распродавались художественные ценности советских музеев. Вырученные средства шли на формирование «золота партии» в иностранных банках. Таким образом, Микоян был одним из хранителей партийных фондов и в этом качестве был тесно связан с зарубежными финансовыми кругами. Это и создало Микояну иммунитет от любых неприятностей с руководством СССР.